СИНЕМА В ЮЗОВКЕ

Помню детские впечатления от рассказов о довоенной жизни своей бабушки – коренной дончанки. В числе прочего – о соседе-татарине, который, заходя однажды вечером в их многоквартирный двор на 7-й линии, громко, чтобы все слышали, сказал: «Кина не будет, никошник заболел». Понятное дело, если заболел человек, от которого зависела демонстрация кинолент в клубе имени Ф.Э. Дзержинского (до строительства «Грин-плазы» ул. Постышева, 36), киносенс отменялся и вечер для большинства горожан, вне зависимости от возраста, становился безнадежно испорченным. Перефразируя Ленина можно сказать, что важнейшим и доступнейшим из всех видов искусств у нас в Юзовке-Сталино было кино. Кино не возможно было заменить ничем, да и нечем.

кино Наш уголок и юз. об-во приказчиков

Синематограф «Эден» или кино «Наш уголок», там же Юзовское общество приказчиков

А находился клуб им. Феликса Эдмундовича профсоюза совторгслужащих в том же здании, где до разделительного для нашей истории 1917-го года располагался синематограф (или по-другому электротеатр, электробиограф) «Эден» П.Е. Зузули на 350 мест. Синематограф «Эден» больше известен краеведам, как «Наш уголок». Возможно, название «Эден» не прижилось, поскольку в более поздних документах и фигурирует название «Наш уголок». Павел Емельянович Зузуля не только содержал синематограф, но и владел фотоателье в Юзовке и в соседней Макеевке. Это был средней руки предприниматель. Еще он был хозяином типографии и возглавлял Юзовское отделение Союза Русского народа. Приблизительно там, где сегодня находится въезд во двор «Грин-плазы», находился переулок, называемый Зузулевским, скорей всего, потому что рядом находился дом Зузули.

постышева 36..красным х- условно отмечено место дома Зузули.

У. Постышева, 36. Красным крестиком отмечено приблизительное место дома П.Е. Зузули.

Газета «Приазовский край» в апреля 1907 года напечатало объявление: «В фотографию нужен опытный ретушер-лаборант; также желают купить по случаю динамо-машину от 2 до 4 сил, синематограф и скоропечатную машину. Предложения адресовать: Юзовка, П.Е.Зузуле».

Скорее всего 1906-1907 годы можно считать точкой отсчета появления в нашем городе кинематографа. И если даже Зузуля был и не первым, увидавшим коммерческую выгоду от «великого немого», то во всяком случае в первую тройку юзовских кинопрокатчиков он точно входил.

Автору попалась электронная копия кино-справочника за 1916 год. В поселке Юзовка, согласно данных Союза кинемотографистов, тогда было пять кинотеатров: «Биограф» братьев Лейн, «Биограф» Х.С. Соболева, «Колизей» З.Я. Сидоренко, «Сатурн» В.Ю. Шмидта и «Эден» Зузули. Очень даже может быть, одно или два синематографических заведения в справочнике 1916 года и не были указаны. В качестве примера усеченной информации справочника можно привести соседнюю Макеевку, где успешно работал синематограф «Солей» Н.Н. Каликина, не попавший в общий перечень.

Владелец синема в Макеевке Каликин и синема Солей

Следует сказать, что почти для всех владельцев электробиографов – это был побочный бизнес. О Зузуле мы уже рассказали. Хаим Срулевич Соболев торговал лесом, выпускал лимонад, добывал строительный камень, владел гостиницей «Великобритания», возле которой на 2-м этаже здания по Среднему проспекту (ныне проспект Труда) и оборудовал «Биограф» на 350 зрителей.

В разделе «Происшествия» газета «Приазовский край» за  30 апреля 1910 года сообщала: «В Юзовке, в кинематографе Соболева, помещавщемся на втором этаже, во время сеанса воспламенилась целлулоидная лента. Началась паника. Произошла драка. Несколько женщин с детьми бросились с балкона. Падение это окончилось счастливо. Упавшие отделались ушибами. Среди остальной публики есть тяжко ушибленные. Серьезно пострадавших нет». Видимо причиной пожара послужило не соблюдение правил техники безопасности, о которых мы скажем ниже.

Рекламное объявление владельца Биографа Соболева Х.С.

Рекламное объявление владельца Биографа Соболева Х.С.

Самым большим кинотеатром Юзовки был «Сатурн» Владислава Юльевича Шмидта в доме №21 по 2-й линии: 650 мест. Сегодня это часть здания по ул. Кобозева, 5. Шмидт сдавал синематограф в аренду. Несколько лет арендатором «Сатурна» был А.Я. Цехновицер. Шмидт, как и Соболев был многолик в предпринимательской деятельности. Основным источником доходов для него был паровой колбасный завод. В 1920-е из кинотеатра «Сатурн», имевшего самый вместительный зал в городе, сделали зимний театр. В этом здании до Великой отечественной войны находился драматический театр. Автору лет 20 назад довелось беседовать со старыми актерами, которые рассказывали, что в театре, подвергшемся серьезной реконструкции в первой половине 1930-х гг., под сценой находились еще испускавшие слабый аромат остатки колбасной коптильни.реклама кино Сатурн.Цитируемая уже несколько раз газета «Приазовский край» 16 октября 1900 года негодовала по поводу отвратительного санитарного состояния Юзовки: «Коснувшись санитарного состояния, укажем еще на одно обстоятельство. Как раз в центре нашего поселка, среди группы магазиновнаходится паровое колбасное заведение г. Шмидта. Не могу сказать, как производится утилизация отбросов в этой колбасной, но скажу лишь, что проходя мимо двора означенного заведения, приходится невольно затыкать нос от идущего со двора страшного зловония, распространяющегося далеко вокруг. Можно себе представить, что делается внутри двора. В этом же дворе помещается и танц-класс, ежедневно посещаемый несколькими десятками человек, которые, напрыгавшись досыта, выходять во двор подышать чистым воздухом. И это в центре местечка!…». Обратим внимание читателей на упоминаемый танцевальный класс. Скорее всего, он то и был переделан через несколько лет под синематограф. А теперь расскажем о последствиях газетной публикации: «30 ноября 1900г., в камере местного земского начальника назначено к слушанию весьма интересное дело по обвинению местным корреспондентом «Приазовский Край» М.Фейгиным – купца В. Шмидта, за нанесение оскорблением действием.Основной бизнес у владельца кино Сатурн шмидта был связан с мясопереработкой. рекламная открыткаОсновной бизнес у владельца кино «Сатурн» Шмидта был связан с мясопереработкой. Рекламная открытка

Сущность дела заключается в следующем: в №274 газеты «Приазовский Край», в корреспонденции из Юзовки, между прочим, помещена заметка об антисанитарном состоянии парового колбасного заведения В.Шмидта. Заметка эта была составлена вполне беспристрастно, что в случае необходимости можно было доказать свидетельскими показаниями, равно как и полицейскими протоколами; к тому же корреспондент не знал даже лично г. Шмидта.

Через некоторое время после появления заметки, в местное отделение конторы газеты «Приазовский Край», вошел неизвестный господин, оказавшийся г. Шмидтом, с просьбой дать текущий № газеты, что и было исполнено занимавшимся в это время у стола г. Фегиным, не подозревавшим о намерениях неизвестного. Вместо того, что получивши № газеты – уйти, неизвестный, с площадной бранью набросился на г. Фейгина и начал наносить ему побои. Так как в это время в конторе никто не находился, — г. Фейгин начал взывать о помощи. На крики последнего успел прибежать квартирохозяин и несколько других лиц, находившихся в это время в погребе, помещающимся как раз под конторой. Прибежавшие попытались задержать г. Шмидта, но последний, вырвавшись, с угрозой отомстить вторично, — быстро удалился. Все вышесказанное и послужило поводом для привлечения г. Шмидта к ответственности. Кроме свидетелей, по настоящему делу фигурирует  и медицинское свидетельство». Критика, даже справедливая, не нравилась никогда и никому.

Заведение братьев Лейн находилось в начале 3-й линии (ул. Красноармейская) и было рассчитано на 200 посетителей. Один из братьев владел в Юзовке типографией. В старых справочниках за разные годы фамилия одного из братьев – владельца типографии Лейна стоит с инициалами А.Я. или С.Г. Вероятно, имеем дело с опечаткой.

Рядом с электротеатром «Сатурн» (2-я линия, 21), в доме №23 находился «Колизей» на 500 мест. Это здание левым боком выходило на Большой проспект (ныне пр. Лагутенко). Кинотеатр «Колизей» в начале двадцатых подремонтировали и открыли кинотеатр «Красный». В связи с нехваткой публичных помещений зал кинотеатра использовался для проведения политических мероприятий. В «Красном», например, выступал Всесоюзный староста М.И. Калинин. Здание во время немецкой оккупации пострадало и сегодня в перестроенном виде, как и «Сатурн» входит в состав Хлебо-булочного комбината, ул. Кобозева, 5.

Кинотеатр Красный, до этого Колизей, владелец Сидоренко

Кинотеатр «Красный», до этого «Колизей», владелец Сидоренко

А теперь, как и обещали, немного поговорим о существовавших в Российской империи правилах и нормах. Согласно существовавшим нормам помещения под кинотеатры должны были находиться на первом и втором этажах каменных строений. Запрещалось устройство кинотеатров над и под аптеками, аптекарскими магазинами и складами. Лестницы изготавливали из негорючих материалов. Правила пожарной безопасности требовали наличие не менее двух выходов. Запрещалось заколачивать окна щитами и закрывать решетками и ставнями. Число стульев(кресел) в ряду без прохода ограничивалось двенадцатью, а дополнительные скамейки и стулья ставить в проходах воспрещалось.

Этими же правилами ограничивалось наличие в кинотеатрах киноленты. В аппаратной, в помещении киномеханика, должна была находиться только кинолента используемая для демонстрации в течении дня. Дело в том, что тогда вся лента делалась на целлулоидной основе. Кто в детстве делал «дымовухи» из целлулоидных расчесок, знает, как горит эта «гадость». Так что пожаров опасались не зря. По правилам храниться лента должна была в металлических ящиках, обитых асбестом. По причине все той же безопасности аппаратная и зрительный зал не могли соединяться никакими оконно-дверными проемами, кроме как проемами для кинопроекторов. Тогда еще не было устоявшихся стандартов в электрике и применяемое для демонстрации напряжение ограничивали 250 вольтами. Еще цитата из правил: «Для поглощения лишнего напряжения для дугового фонаря должны применяться реостат (прибор сопротивления) и трансформатор». Поэтому, видимо, было ограничение по возрасту для киномехаников. Ты мог им стать только с достижением 20 лет. А вот на складе с кинолентами не мог работать человек моложе 21 года. Опять же исходя из безопасности.

При обложении налогами синематографа единых правил на территории Российской империи не существовало. Все зависело от размеров местных налогов.

Желающие открыть кинотеатры писали прошение на имя губернатора, в случае пос. Юзовки – Екатеринославского губернатора с обязательной оплатой гербового сбора (приклейкой гербовой марки). Далее, в случае положительного решения, заключался договор с какой-либо кинопрокатной конторой. Самой большой в империи была компания А.Ханжонкова. Самой близкой к Юзовке -прокатная контора М.Л. Блендера в Бахмуте на Екатерининской улице. Но в ближайших крупных городах имелось по нескольку прокатных контор: в Екатеринославе – 4, в Ростове – 6, в Харькове – 7 контор. И везде были отделения «Общества А.Ханжонков и Ко». Именно эта компания предоставляла наилучшие условия по прокату. Доставлялись фильмы прокатчикам либо по почте, либо багажом по железной дороге. В случае необходимости оригинал багажной квитанции мог быть выслан получателю по почте. Все нюансы прописывались в договоре проката.

В 1913 году в Российской империи создали Союз кинематографистов, который объединял, прежде всего, прокатчиков кинолент. Когда в 1915 году нависла угроза временной конфискации кинотеатров под военные госпитали (Первая мировая война была в разгаре), союз провел переговоры с чиновниками и «откупился», организовав сбор денег «на табак в окопы» — всего 30 000 рублей. До 1917 года союз проводил гибкую политику и отстаивал интересы кинопрокатчиков.

Летом 1917 года Юзовка стала городом. Городская управа пыталась сверстать доходную часть городского бюджета. И здесь сбору со зрелищных и увеселительных мероприятий отводилось достаточно большое внимание. Но сохранившимся архивным данным в 1918-1919 годах в Юзовке работали следующие электротеатры: «Колизей», Сатурн», «Наш уголок» и Соболева. Владельцы (Соболев, Зузуля, Шмидт, Сидоренко) отдали заведения в аренду. Некоторые новые арендаторы в свою очередь отдали электротеатры в субаренду. Но платить новый налог никто из них не спешил.

Арендаторы «Сатурна» Товарищество Порошин и Гордин (г.Харьков) за 1918 год задолжали городскому бюджету 10975 рублей, арендаторы «Колизея» Зарубин и Бобров – 9507 рублей и 20 копеек, электротеатр Соболева (арендатор Лавров В.И.) – 4926 рублей 80 копеек, «Наш уголок» (арендатор Крапивинский) – 2254 рубля 50 копеек. Городская управа для взыскания налогов обращалась и к Генерал-губернатору Екатеринославской губернии, занятой частями Добровольческой армии (тогда еще под командованием генерала Деникина). Белая армия через полгода из Юзовки ушла, Советской власти, естественно, никакого дела не было до непролетарских налогов буржуазной городской управы. Налоги арендаторы так никому и не заплатили.

Это пока все, что удалось узнать о кино старой Юзовки. Что еще можно было бы добавить, так это название кинолент. Названия должны были разжечь интерес у потенциального зрителя: «Талмуд и любовь», «Курьер Наполеона», «Случайный муж», «Черный конверт», «Трагедия женщины», «Ее репутация», «Преступление Морланд», «Два приговора»…

Изобретение братьев Люмьер изменило жизнь большей части человечества, в том числе и обывателей Юзовки.

Приложение. Синематографы в городах и поселках Донбасса на 1916 год.

г. Бахмут.

«Биограф» Абрамовича (Коммерческий сад), Электро«Биограф» Чупурковского (350 мест), «Модерн» (500 мест), Товарищество Двойно и Трахтерова на Большой Харьковской.

пос. Енакиево. «Луч», «Иллюзия» Н.Н. Жив (300 мест), «Народный».

г. Мариуполь. «Гигант», «Иллюзион», Кино-теафон, «Континенталь», «Одеон», «Художественный 20-го века».

ст. Сартана (Мариупольские метзаводы, «Иллюзион» (284 мест).

г. Славянск «Идеал», «Миньон».

пос. Юзовка. «Биограф» братьев Лейниных, «Биограф» Х.С. Соболева, «Колизей» З.Я. Сидоренко, «Сатурн» В.Ю. Шмидта и «Эден» П.Е.Зузули.

Литература: 1.Вся Кинематография, настольная справочная и адресная книга. М., 1916, 2. Газета «Вечерний Донецк», 1987г., 3.газета «Приазовский край» из фондов Ростовской библиотеки, 4.фонд Юзовской горуправы ГАДО, 5.Архив автора.

Автор: член ДГО В.П. Степкин.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...