А сколько в Донецке аэровокзалов было?

Рассматривая фотографию, автор этих строк задал себе вопрос: «А сколько в Донецке было аэровокзалов?».

И вот что получилось из размышлений на эту тему.If you’re planning a wedding, you should check out some beautiful inspiration on One Charming Day at https://onecharmingday.com.

А аэровокзалов то сколько было?

Пассажирские авиаперевозки в Донбассе были начаты 3 июля 1925 года. Об этом в газете «Кочегарка» была опубликована небольшая заметка:

«Вчера, в 2 часа дня прилетел в Артемовск первый пассажирский самолет. Забрав пассажиров, самолет вылетел через полчаса в Ростов. Сегодня ожидается прилет пассажирского самолета с маршрутом на Харьков». [1]

В конце месяца были опубликованы еще три заметки.

Из них нам интересна последняя:

«Донецкой конторой оборудован аэродром. Намечаются к оборудованию аэродромы в Сталино и Луганске». [02]

Получается, что впервые об оборудовании аэропорта в г. Сталино заговорили еще в 1925 году. А потом о нем забыли почти на шесть лет.

Обратите внимание, что в заметке город называют «Сталино», хотя тогда город еще назывался «Сталин». А это 1925 год. И в документах, которые будут процитированы далее, тоже упоминается город Сталино.

Валерий Петрович Степкин нашел в Госархиве документ, дату которого можно считать началом строительства воздушных сообщений в нашем городе.

Это «Письмо Начальника Управления Украинских Воздушных Сообщений Мирошникова в Сталинский исполком от 12.02.1931г». [03]

Вот текст этого письма:

«По плану развития воздушных сообщений на 1931г. через Ваш город будет проходить воздушное движение из Харькова на Сталино – Мариуполь – Бердянск. Почтово-пассажирское и грузовое обслуживание Вашего города будет зависеть от участия города по оборудованию воздушной линии (постройка аэродрома, аэропорта и т.д.).

По контрольным цифрам в гор. Сталино постройка аэропорта аэродрома не предусмотрена, что конечно мешает возможности регулярных посадок, почтово-пассажирского и грузового обслуживания Вашего города.

Для оборудования аэродрома и достройки аэропорта по Вашему городу потребуется 50 000 рублей.

В случае Вашего согласия на отпуск указанной суммы Ваш город будет включен с 3 квартала в расписание ежедневного регулярного обслуживания воздушным сообщением.

Ваши пожелания в части обслуживания воздушным сообщением и размер возможных ассигнований не откажите срочно телеграфировать».

Летом того же года на заседании Президиума Донецкого Областного Исполнительного Комитета обсуждали письмо «Укрвоздушных сообщений от 15.06.1931 о выделении земучастка для аэродрома».

Протоколом заседания Президиума №26 от 16 июня 1931г. [04] было дано поручение:

«Поручить земотделу выделить участок 225 Га из земель артели им. Петровского Александровского №1 сельсовета, компенсировать им землю за счет других артелей».

Давайте вернемся к зданиям Донецких аэровокзалов. Предлагаю такую классификацию:

1 аэровокзал. Здание построено в 1934г. ХХ века.

Решение о строительстве аэродрома с комплексом наземных построек (аэровокзал, ангары, водомаслогрейка, пожарное депо и пр.) было принято Президиумом Сталинского Горсовета 29 мая 1933 года. На строительство выделили 15000 рублей.

А чуть меньше чем через месяц Председатель Сталинского Горсовета тов.Ананченко получил письмо от Председателя Донецкого Облисполкома тов.Иванова. Письмо подписал еще и заведующий облфинотделом тов.Блейхман.

«Президиум Сталинского Горсовета вынес 29/V-с.г. постановление об ассигновании 15000 руб. на строительство Аэродрома (п.4).

Так как в бюджете Вы таких ассигнований не имеете, то вынося такое решение, Вы этим самым совершаете незаконную безкредитную выдачу и нарушаете бюджетную дисциплину, вопреки неоднократным постановлениям Президиума Облисполкома и Обкома КП(б)У от 26/V-с.г.

Предлагаем Вам отменить п.4 постановления Президиума Горсовета от 29/V и впредь не допускать подобных действий, нарушающих бюджетную дисциплину, в противном случае мы на сумму незаконных Вами выдач будем производить соответствующие изъятия из доходов Вашего бюджета, а виновные будут привлекаться к строжайшей ответственности». [05]

Дело строительства аэродрома приостановилось. А 13 августа был получен «мощнейший толчок» для продолжения работ.

Советом Народных Комиссаров УССР было опубликовано Постановление №661 от 13-го августа 1933 года «О ходе строительства гражданских аэропортов и развитие воздушной сети». [06]

Постановление подписали зам. Председателя Совета Народных Комиссаров УССР П. Левченко и Управделами Совета Народных Комиссаров Л. Ахматов.

Далее текст постановления приведен в некотором сокращении:

«Заслушав доклад Начальника Управления Украинских Воздушных Сообщений тов.Левандовского о ходе строительства аэродромов и развития воздушного флота, Совет Народных Комиссаров отмечает рост гражданского воздушного флота на Украине (налет в километрах увеличился против I-го полугодия 1932 года на 177%, перевозки в тонно-километрах: пассажиров — 130%, почты – 175%, грузов – 138%).

Наряду с этим достижением в работе гражданского воздушного флота имеется ряд недостатков:

а) Не сданы в эксплуатацию намеченные воздушные линии (индустриальное кольцо Донбасс – Киев – Харьков).

г) Неудовлетворительная доставка пассажиров и грузов из города в аэропорт и из аэропорта в город, отсутствует организация буфетов в аэропортах.

Указанные недостатки являются результатом того, что Управление Украинских Воздушных Сообщений не уделяло достаточного внимания и правильной организации службы эксплуатации и обслуживанию пассажиров.

Исходя из необходимости поднятия роли гражданской авиации Совет Народных Комиссаров постановляет:

2. а) ОИК и Горсоветам Харькова, Киева, Одессы, Днепропетровска и Сталино обеспечить регулярное автобусное сообщение аэропорта с городом, приспособив движение автобусов к прибытию и отправлению самолетов

б) Поднять перед Главным Управлением Гражданского Воздушного флота вопрос о выделении Украине автомашин

4. Предложить Наркомснабу и Вуккооп бъединению выделить необходимые продовольственные фонды буфетам аэродромов для питания пассажиров и экипажей самолетов.

6. Предложить Начальнику Управления Украинских Воздушных Сообщений тов.Левандовскому:

г) В течение 3-го квартала организовать индустриальное авиа-кольцо по маршруту: Харьков – Краматорск – Луганск – Сталино – Бердянск – Запорожье – Харьков.

е) В IV-м квартале организовать авиасвязь областных центров с районами, отдаленными от железных дорог, в первую очередь Донецкой области и Одессы.

7. Выделить из резервного фонда Совнаркома УССР 25 тыс. рублей на премирование лучших работников гражданской авиации на Украине (п. 7 не оглашать)».

Постановление №661 СНК УССР было опубликовано 13-го августа 1933г., а 25 августа на заседании Президиума Донецкого Облисполкома была рассмотрена «Докладная Записка управления Украинских воздушных Линий». [07]

«В связи с тем, что Постановление Правительственных органов и постановление Президиума Донецкой областной КК и Коллегии РКИ от 22.VI-33г. по вопросу строительства и оборудования аэропортов, находящихся на территории Донецкой области Горсоветами не выполнены, чем не обеспечивается регулярная и бесперебойная эксплуатация действующих аэропортов, особенно в осенне-зимний период навигации, а также дальнейшего развития по линии организации местных и внутрибластных линий по Донбассу, Президиум Донецкого Областного Комитета ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Предложить Горсоветам под личную ответственность председателей в течение 1933 года проведение следующих работ по строительству и сооружению аэродромов.

По Сталино.

1. Выделить из местного бюджета 100000 рублей на капитальное строительство аэропорта. Строительство возложить на Сталинстрой, обязав последний:

а) Построить один стандартный дом на 6 квартир – ориентировочная стоимость 50000 рублей,

б) Бензохранилище – 8000 рублей,

в) Водомаслогрейка с мастерскими – 12000 рублей,

г) Гараж–кладовая – 10000 рублей,

д) Артезианский колодезь – 20000 рублей.

2. Горкомхозу – замостить подъездную дорогу от Путиловского завода к аэропорту (450 – 500 метров).

Данное строительство производить по проектам и чертежам, представленным Управлением. Срок автостроительства определить до 1/XI-33г.

Передать в распоряжение аэропорта в постоянное пользование одну автомашину для обеспечения регулярной связи с городом по обслуживанию пассажиров и грузовых перевозок».

Никаких финансовых вопросов уже не возникало.

На фотографии курсантов Сталинского аэроклуба видна крыша двухэтажного дома и рядом строящаяся водонапорная башня для артезианского колодца.

Президиум Донецкого Областного Исполнительного комитета 28 августа протоколом №25 уже утвердил Постановление «О мероприятиях по благоустройству аэродрома в г. Сталино»:

«1. Поручить тт. Лифшицу, Блейхману и Ананченко разработать и представить на утверждение Президиуму Облисполкома практические мероприятия, обеспечивающие приведение аэродрома в г. Сталино в благоустроенное состояние, указав сроки и лиц, ответственных за эту работу.

2. Считать необходимым выделить на благоустройство аэродрома соответствующие необходимые средства из областного бюджета». [08]

Подведя итог всему вышесказанному можно с уверенностью констатировать, что первое здание аэровокзала в г. Сталин, с большой долей вероятности, было запущено в эксплуатацию или в начале, или в середине 1934г.

Но, на сколько это здание было удобно для пассажиров?

2 аэровокзал. Здание построено в 1937г. ХХ века.

В декабре 1936 года в газете «Сталинский рабочий» была опубликована небольшая заметка «Проект нового аэровокзала»:

«Нынешний вокзал Сталинского аэропорта представляет собой небольшой и невзрачный домик, совершенно не приспособленный для обслуживания пассажиров воздушных путей сообщений и для служб порта. Украинское отделение «Аэрофлота» разработало проект строительства в Сталино нового аэровокзала. Помимо здания вокзала на территории порта должен быть построен жилой дом на 18 квартир для сотрудников аэропорта.

Проект вокзала и жилого дома находится на рассмотрении руководителей Государственного управления гражданского воздушного флота (ГУГВФ) в Москве. Как только будет утвержден проект и ассигнованы соответствующие средства, в Сталино начнется строительство запроектированного вокзала.

Сейчас на территории аэропорта заканчивается строительство гаража для автомобилей». [09]

Стоит упомянуть о том, что в г. Сталино было организовано автобусное сообщение между городом и аэропортом. Движение автобусов было согласовано с расписанием отправления и прибытия самолетов.

Автобусы отправлялись от касс аэрофлота, которые располагались по адресу ул.Артема, д.4. [10] В справочнике был указан и адрес аэродрома – «Путиловка».

На сайте «Донецкий» Елены Згинник опубликовала статья «Самый первый самолет». [11] В комментариях к статье были опубликованы две фотографии, относящиеся к инфраструктуре аэродрома.

Первая фотография.

«Вход на аэродром города Сталино. Фото от итальянских товарищей с сайта Райберт».

Вторая фотография.

«Кто-то еще помнит немца по имени Вальтер Михель? Как он писал на родину о том, что на аэродроме Сталино есть ангары, где можно работать над самыми большими машинами. Вот, собственно ангары».

За достоверность фотографий несет ответственность автор публикации.

Было ли построено новое здание аэровокзала в 1937 годау или нет  неизвестно. В Госархиве нет документов за этот период.

Давайте предположим, что новое здание таки построили. И будем это здание считать – здание аэропорта №2. Хотя у автора этих строк нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение.

Воздушную нагрузку в 1937 году сложно сравнивать с нагрузкой аэропорта им.Прокофьева. Но и тогда сотрудники аэропорта не отдыхали.

Корреспондент газеты «Сталинский рабочий» А. Котляр провел целый день в аэропорту. Результатом его наблюдений стала небольшая заметка «На воздушных дорогах. Один день в Сталинском аэропорту». [12]

Хотя заметка и небольшая, но «ощутить жизнь аэропорта» вполне можно:

«Раньше, чем во всех остальных учреждениях города, в 5 часов утра, раскрываются двери, вывеска над которыми украшена миниатюрным пропеллером. В 6 часов утра автобус увез от городского агентства Аэрофлота первую группу пассажиров.

Часом позже над летающими в небе учебными самолетами аэроклуба проплыла гигантская тень – пассажирский шестиместный моноплан «Сталь-3» взял курс на Ворошиловград и Старобельск.

Уже в 8 часов утра на аэродроме начали собираться пассажиры, отправляющиеся через Краматорск в Харьков и Москву. Здесь преобладают представители учреждений, спешащие еще сегодня попасть в Москву. В 8 часов 30 минут утра летчик-орденоносец И.С. Захаров, 22 года летающий на самолете, приземлился и подрулил к линии старта. Выгрузив почту и оставив пассажиров, 40 минут тому назад покинувших Мариуполь, большой восьмиместный самолет улетел в Москву.

Пока идут приготовления к приему самолета из Киева и отправке двух почтовых самолетов ровно в 10 часов утра над аэродромом вновь появился «Сталь-3». За 3 часа самолет успел побывать в Ворошиловограде, Старобельске и вернуться в Сталино с грузом и пассажирами.

Самое горячее время в аэропорту в 11 – 12 часов дня. Сводки о погоде заготовляются на эти часы в разных направлениях. К этому времени закончена заправка двух самолетов «СП». Заведены моторы и оба самолета, поднявшись над аэродромом, направляются в разные концы. Каждый из самолетов увозит 175 клг почты. Один летит по кольцу  Сталино – Чумаково – Ровеньки – Серго – Константиновка – Артемовск – Орджоникижзе – Сталино, общим протяжением в 375 клм. Второй связывает южную группу районов маршрутом в 525 клм. В каждом из пунктов самолеты производят обмен почты.

В 11 часов 30 минут в порту приземляется самолет из Киева. Он привез пассажиров и почту, главным образом, свежие экземпляры газеты «Комуніст».

Децятью минутами позже прилетает второй пассажирский самолет из Киева. Первый самолет ровно в 12 часов улетает в обратный путь, заполненный пассажирами, а второй вылетает в Ростов.

Как только прибыли самолеты из Киева, часть тиража газеты «Комуніст» перегрузили в самолет «Сталь-3», где уже лежали мешки со свежими экземплярами «Соц.Донбасса» для Старобельска и Ворошиловограда.

На аэродроме наступает непродолжительное затишье. Около 3 часов дня прибыл самолет из Ростова. Грузы остались в Сталино. До Киева самолет заполнен пассажирами. Почти одновременно приземляются самолеты, прилетевшие из Орджоникидзе и Старобельска. Последний через полчаса вылетает в Харьков.

Все восемь пассажиров, прилетевшие в 15 часов 30 минут из Москвы и Харькова, покидают самолет в Сталино. В Мариуполь они отправятся 45 минутами позже с единственным пассажиром, рассчитывающим еще сегодня погреться на пляже.

Жизнь на аэродроме начинает утихать, Убираются со старта обслуживающие самолеты автомашины, самолеты затягиваются в чехлы.

В 17 часов вернется почтовый самолет с юга, в 19 – самолет из Харькова. На этом день кончается… Аэропорт затихает до утра».

И только по соседству, на аэродроме аэроклуба, продолжают стрекотать моторы учебных самолетов. [13]

История Сталинского Осоавиахима – это совсем другая история…

3 аэровокзал. Здание построено в 1957 году ХХ века.

Здание было построено по проекту архитектора С. Воробьева.

В средине 90-х годов прошлого века здание 3 аэровокзала был приобретено частным владельцем. Данных о новом владельце здания у автора этих строк нет.

В здании, в котором было толи багажное отделение, то ли кассы, в 1995 году начал работу «Путиловский» автовокзал.

4 аэровокзал. Здание построено в 1975 году ХХ века.

В 1974 году в аэропорту Донецк произведена реконструкция ИВПП, а также радиотехнических средств взлета и посадки.

В 1975 году было сдано в эксплуатацию новое здание аэровокзала, что позволило принимать самолеты практически всех существующих в то время типов самолетов, значительно увеличив объемы пассажирских и грузовых перевозок.

5 аэровокзал. Аэровокзал им. С. Прокофьеа

В соответствии с программой подготовки Донецка к Евро-2012 в 2011 году строительной компанией «Альтком» было начато строительство нового аэровокзала.

Новый терминал был открыт 14 мая 2012 года.  Ему присвоили имя Сергея Прокофьева.

Владимир Мартыненко

Литература

01. Воздушное сообщение через Артемовск // Газета «Кочегарка». — 1925. — №150. — 04 июля. — Л.5.

02. Оборудование аэродромов // Газета «Кочегарка». — 1925. — №170. — 28 июля. – Л.6.

03. ГАДНР  Р-279 Оп.1 Д.349 Л.38  «Письмо Начальника Управления Украинских Воздушных Сообщений Мирошникова в Сталинский Исполком от 12.02.1931г.»

04. ГАДНР  Р-279 Оп.1 Д.384 Л.3  «Протокол заседания Президиума Донецкого Областного Исполнительного Комитета №26 от 16 июня 1931г.»

05. ГАДНР  Р-279 Оп.1 Д.961 Л.56  «Письмо №1-1 от 21/VI 1933 г. Председателя Донецкого Облисполкома о финансовых нарушениях Сталинского Горсовета при ассигновании строительства Аэродрома».

06. ГАДНР  Р-279 Оп.1 Д.9хх Л.6-7  «Постановление №661 Совета Народных Комиссаров УССР от 13-го августа 1933 года «О ходе строительства гражданских аэропортов и развитие воздушной сети»».

07. ГАДНР  Р-279 Оп.1 Д.9хх Л.5  «Постановление Донецкого Областного Исполнительного Комитета от 25/VIII 1933 г. Докладная Записка управления Украинских воздушных Линий».

08. ГАДНР  Р-279 Оп.1 Д.961 Л.53  «Протокол №25 от 28.VIII.1933 г.  О мероприятиях по благоустройству аэродрома в г. Сталино».

09. Проект нового аэровокзала // Газета «Сталинский рабочий». — 1936. — №291. — 17 декабря.

10. Список абонентов Сталинской городской телефонной сети на 1937г. / Издание Сталинской городской телефонной станции. – Ворошиловоград : Типография изд-ва «Ворошиловоградская правда», 1937 г.

11. Згинник Е., Самый первый самолет // Сайт «Донецкий» URL: http://donjetsk.com/retro/2908-samyy-pervyy-samolet.html  (дата создания: 06.07.2015).

12. Котляр А., На воздушной дороге // Газета «Сталинский рабочий». — 1937. — №161. — 16 июля.

13. Аэроклуб в институте // Газета «Социалистически й Донбасс». – 1936. — №18. – 22 января. – Л.3.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...