Необычная авария на шахте

Горные предприятия, ведущие подземные работы, являются потенциально опасными объектами, аварии в них приобретают особый характер. Весьма опасными авариями являются взрывы смесей горючих газов с кислородом воздуха, пожары, внезапные выбросы угля, породы и газа, при которых рудничная атмосфера насыщается вредными для жизни газами (метаном, окисью углерода, углекислым газом, сернистым газом, сероводородом и др.)»

Материал из MiningWiki — свободной шахтёрской энциклопедии.

Горняцкий труд всегда был и остается очень опасным. Самые страшные аварии на шахтах, это аварии с многочисленными жертвами на угольных предприятиях. Искать забавное в этих авариях – это кощунство.

Хотя, в ночь под 1-е января 1915 года на шахте Александровская рудника «Ветка» Н.Р.О. произошла авария, которую не иначе как необычной назвать и нельзя.

Об этой аварии в журнале «Горно-Заводское Дело» инженер этой шахты П. Фенин опубликовал статью «Прорыв размокшей пластической глины в наклонную Александровскую шахту рудников «Ветка» Н.Р.О-ва.». [1]

Статья интересна для краеведов, изучающих историю горного дела Донбасса и устройство старинных шахт. Для остальных любителей истории статья может показаться несколько «занудной».

Материал подготовил Владимир Мартыненко.

А теперь статья инженера П. Фенина.

Прорыв размокшей пластической глины в наклонную

Александровскую шахту рудников «Ветка» Н.Р.О-ва.

После продолжительного дождливого периода в декабре, насытившего поверхностные слои наносов водою, в ночь под 1-е января 1915 года в 38 саженях от устья Наклонной шахты, давлением лежащей над крепью пластической, довольно жидкой глины, были раздвинуты рельсовые верхняки (тройчатки) двух соседних рам, стоявших сплошь одна возле другой и снабженных хорошими плотными затяжками из дубовых пластин.

В образовавшийся зазор устремилась пластическая глина и в несколько минут образовала плотную закупорку ствола шахты, сначала на протяжении пяти сажень, а затем постепенно на 125 саженей по стволу шахты.

Прорыв произошел в течение нескольких минут.

Говорю, в несколько минут, так как рабочий, ремонтировавший путь, вышел из шахты и, взяв инструмент, вернулся тотчас в шахту и нашел уже прегражденную стену пластической глины.

Надзор шахты такого случая предвидеть не мог, ибо никто не знал, что трещины, имеющиеся на поверхности, проходят настолько глубоко и что под ними находятся слои жидкой глины.

Вообще же, имея в виду эти трещины, всегда следили за верхней частью ствола Наклонной шахты, тем более, что уже несколько лет тому назад был обвал ствола ее, но в расстоянии 19 сажень от устья. Тогда, благодаря небольшой глубине 2-2½ сажени от поверхности, легко было сделать раскрышку арки Наклонной шахты и вложить в месте повреждения кирпичную арку, указанную на прилагаемом чертеже.

Первая мысль была у нас пройти завал забивной крепью. Но это оказалось невозможным, по причине значительного давления. Направляющие рамы забивной крепи ломались вскоре по их установке, а железные клинья рельс выворачивались обратно. Нами было сделано несколько бесплодных попыток отбирать глинистую породу и вслед ставить временные деревянные рамы большого сечения, чем были прежде. Но не успевали мы устанавливать эти рамы, как они были сдвинуты с места и сломаны. Тогда я решил исполнить следующий свой план работы. Пройти над местом прорыва глины шурф значительного сечения, подвесив его на канатах, ибо таким образом мы разгружали давление плавучих пород с крепи шахты на подвесные канаты и достигали места прорыва сверху, откуда могли его закрыть крепью шурфа. Ушедшая в шахту плывучая порода над местом прорыва образовала громадную воронку. Это обстоятельство еще более усложнило подвеску крепи шурфа. Для осуществления этой подвески механиком Н.И. Симоновым были устроены 4 деревянные фермы.

Эти фермы были поставлены попарно и вынесли на себе вес давившей с боков породы и вес крепи самого шурфа.

Для ускорения проходки шурфа была установлена электрическая лебедка.

После прохождения шурфа нам уже было легко закрепить место прорыва временными деревянными дубовыми рамами из 4½ вершка леса, которые впоследствии мы заменили рельсовыми полными сводами из трех частей каждая рама.

Такие рамы поставлены нами были одна от другой в расстоянии 4 вершков и затянуты, дубовыми шпалами 3 вершков и схвачены одна рама рельсовая с другой стяжными хомутами и расклинены особыми деревянными клиньями, чтобы устранить перемещение отдельных рам.

Для ускорения очистки заплывшей части шахты обчинить нельзя было и думать, вследствие мягкой и плывучей породы

Таким образом, мы применили следующий способ. Сначала мы прорезали канаву для прохода поезда, а затем уже ставили поезд и много людей с обеих сторон его и, таким образом, быстро загружали порожний поезд плавучей породой.

Такой способ давал нам возможность  чистить до 25 погонных саженей в течение одних суток и закончить все работы по приведению шахты в рабочее состояние в течение 36 дней.

Для пояснения вышесказанного прилагается два чертежа.

П. Фенин.

Литература

1. Фенин, П. Прорыв размокшей пластической глины в наклонную Александровскую шахту рудников «Ветка» Н.Р.О-ва. // Журнал «Горно-Заводское Дело». — №21. – 1915. – 31 мая.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...