Время – деньги 2.

«Там, где живет время». Часть 2.

Время – деньги. Продолжение.

Предисловие. В начале 60-х годов в Донецке были демонтированы практически все городские часы. На улицах осталось только несколько часов, установленных на административных зданиях.

Интерес к уличным часам вновь возник в конце ХХ века. Массовое появление в продаже относительно дешевых электронных часов уличного исполнения вновь вызвало бум городской часофикации. В 90-е годы в Донецке получили распространение «светляки» – электронные световые таймеры. Но в погожий солнечный день, нередко даже с близкого расстояния, трудно различить обозначающие часы и минуты цифры на электронном табло.

В этом отношении стрелочные часы обеспечивают уверенное восприятие информации наблюдателем в любое время суток при любой погоде. Это психологический феномен – есть некая загадка в том, что стрелки движутся. Человек просто не может не обратить внимание на объект с часами.

Этим психологическим феноменом часто пользуются рекламщики. Рекламу с часами недаром называют «самым точным» рекламоносителем. Рекламный оператор, реализовавший идею «подарить» горожанам уличные часы посредством размещения на часах рекламы принесет пользу и для рекламодателя и большую пользу для всех жителей города. Это и красиво и очень удобно.

Именно из этих соображений в конце девяностых прошлого века и нулевых годов нынешнего в Донецке появилось множество уличных стрелочных часов, имеющих рекламное назначение. Это были отдельные часы. К общей городской системе часофикации они не имели никакого отношения. К концу нулевых годов все эти часы сломались. Интерес к такому виду рекламы практически исчез. Поэтому эти часы никто ремонтировать не стал. И со временем их демонтировали. Об этих часах будет отдельный рассказ.

И все же… В нулевые годы XIX века была попытка создать систему городской часофикации, установив часы в рекламные лайтбоксы.

Служба точного времени.

Начиная с 2002 года, сотрудники ООО КПФ «Алкор» начали поиск «новых идей» для размещения наружной рекламы. Сейчас рекламными конструкциями и поверхностями город перенасыщен. Тогда их было не так много. Сначала появилась идея разместить рекламные конструкции на остановках городского транспорта. Направленность рекламы была конкретно на пешеходов и людей, ожидающих транспорт.

В том же году Михеев Борис Михайлович в Одессе на улице, рядом с городскими часами, увидел рекламный щит. И у него появилась идея объединить часы и рекламный щит в единую конструкцию. Тем самым создавался дополнительный стимул человеку, смотрящему на часы, обратить внимание и на рекламу.

Началась работа по созданию лайтбокса с часами. Механизм для часов нашли в Санкт-Петербурге. Металлоконструкция (рама) была заказана на одном из предприятий в Донецке. Сборку всего лайтбокса (монтаж часов, установку ламп дневного света и т.д.) производили своими силами. Для этого на предприятии создали специальный отдел, который назвали «Служба точного времени».

К началу 2003 года был создан товарный образец. Часы представляют собой конструкцию, включающую в себя рекламный двусторонний лайтбокс стандартного размера 1,8х1,2 м («сити-лайт») и двухсторонние стрелочные электромеханические циферблатные часы размером 1,2х1,2 м. Вся конструкция в вечернее время подсвечивается люминесцентными лампами. Устройство подключается к сети уличного освещения и имеет автономное питание для работы часового механизма в дневное время, когда уличное освещение отключено.Места для рекламы: традиционные – на лайтбоксе, нетрадиционные – на циферблате часов.В разработке применили механизм электромеханических часов, состоящий их двух компонентов: часовой станции (первичные часы)и стрелочного механизма (вторичные часы).

Разработчики первичные и вторичные часы разместили в одном лайтбоксе. Но причислить разработанные ООО КПФ «Алкор» часы к системам городской часофикации нельзя, так как у этих часов нет системы внешней синхронизации. Поэтому каждые часы «живут своей собственной жизнью» и показывают свое собственное время.

В декабре 2003 года был выдан патент №8257 на товарный образец «Установку рекламную» Михееву Борису Михайловичу и Савиновой Наталье Викторовне.Первые часы «Службы точного времени» были установлены на перекрестке улиц Университетской и Богдана Хмельницкого в 2004 году.Вначале в городе было установлено 10 часов. Потом их количество увеличилось до 57 штук.

Вскоре выяснилось, что Питерские часовые механизмы очень ненадежны в работе. Было принято решение найти другого поставщика. Обратились в частное научно-производственное коммерческое предприятие «Алмазчаспроект» в городе Луганск. Часы «Алмазчаспроекта» оказались и надежнее и дешевле Питерских. К концу 2004 года во всех часах механизмы были заменены.Часовые станции заменить не удалось, и часы по-прежнему показывали разное время. Очень сильное влияние на их работу оказывает температура. Станция находится в необогреваемом боксе. Утеплить станцию не получится. В лайтбоксе очень мало места. Зимой часы могут отставать на 15-20 минут. Был случай, когда часы шли в обратную сторону.

По словам Кирьязиева Сергея Константиновича, инженера обслуживающего часы, проблемы с часами вызваны двумя причинами. Во-первых – температура окружающего воздуха. А во-вторых, днем все часы работают на аккумуляторах, ночью же – от линий электропередач Горсвета, которые и заряжают аккумуляторы часов. С увеличением продолжительности дня, аккумуляторы больше расходуют запасенную энергию. А для заряда аккумуляторов ночью остается меньше времени. Еще и напряжение в ЛЭП составляет 170 Вольт, вместо положенных 220 В. Аккумуляторы накапливают меньше энергии и часы останавливаются быстрее. В «Службе точного времени» сетуют, что на некоторых конструкциях часы уже остановлены и закрыты, с них сняты стрелки – настолько их механизмы изношены и неработоспособны, что чинить их нет смысла. Постепенно количество «остановившегося времени» будет увеличиваться, видимо, до тех пор, пока ситуация с напряжением в ЛЭП не нормализируется.

В агентстве «Служба точного времени» надеялись, что после адаптации механизмов часов под нашу погоду и обещания «Горсвета» нормализовать работу ЛЭП (что само по себе звучит достаточно революционно), все городские часы в Донецке будут работать в нормальном режиме, четко, синхронно, без остановок и поломок.

Проект был неожиданно завершен после морозной зимы 2010 года. Мороз иногда доходил до – 30º С. Все часовые станции вышли из строя.Как поверхность для размещения рекламы лайтбоксы популярности не получили. Проект стал убыточным. От первых часов «Службы точного времени», которые были установлены на перекрестке улиц Университетской и Богдана Хмельницкого в 2004 году, осталась только рамаИ в течение 2010-2011 годов все лайтбоксы с часами были демонтированы.

Автор благодарит Савинову Наталью Викторовну и Кирьязиева Сергея Константиновича за помощь в подготовке статьи.

Владимир Мартыненко

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...