Первая церковь Донской стороны

Если о старых храмах Донецка, территориально находившихся в Бахмутском уезде, написано довольно много, то о трех храмах Донской стороны (церковь пос. Мушкетово, церковь Рыковских копей, церковь рудников Богодуховской балки) практически ничего не известно. Самым старым из них был Свято-Успенский храм. Напомним читателям, что река Кальмиус являлось границей между административными образованиями Российской империи – Екатеринославской губернией и Областью Войска Донского.

В предпоследнем выпуске «Донских епархиальных ведомостей» за 1896 год было помещено маленькое объявление: «Указом Святейшего Синода от 2 ноября 1896 года, за №5562, открыт самостоятельный приход при церкви на балке Богодуховой, Новопавловского благочиния, с причтом из священника и псаломщика».[1] Официальное полное название храма: Успенская церковь на рудниках при Богодуховской балке. Богатством этих земель был уголь и, с интенсификацией его разработки, увеличивалось здешнее народонаселение. Соответственно увеличивалась и тяга людей к духовному, а ближайшие храмы находились на расстоянии 12-15 верст. Подобная картина наблюдалась во всей Макеевской волости, к которой относились и рудники Богодуховской балки. В Донской епархии в начале ХХ века, с увеличением в наших краях храмов, церковные власти образовали Макеевское благочиние. С образованием Макеевского благочиния Успенский храм стал относиться к нему.

6 ноября 1896 года было получено разрешение на переход священника церкви села Святогоровка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Александра Александровича Матвеевского на священническое место в Успенскую церковь при Богодуховской балке, а в следующем выпуске «Донские епархиальные ведомости» сообщили о переходе в Успенскую церковь псаломщика церкви слободы Степановки-Кутейниковой Таганрогского округа Александра Моисеева.[2]

Средства для строительства храма были выделены Алексеевским горнопромышленным обществом, Чулковской компанией и горным инженером подполковником Даниловым.[3]акция акц.общ. владельца Кальм.Богодух.копи - предприятия оказывавшего помощь Успенской церквиПятикупольная церковь и колокольня были деревянными, но стояли на каменном фундаменте. В церкви было три престола: главный купол во имя успения пресвятой богородицы, южный – во имя святителя и чудотворца Николая, северный – во имя святой Троицы.

30 июля 1909 года бывший псаломщик Успенской церкви Иван Безсуднов был зачислен на штатное дьяконское место в церковь поселка Алексеево-Лозовского Таганрогского округа, а через несколько месяцев произведен в дьяконы.[6,7] На его место был зачислен студент Донской духовной семинарии Михаил Попов.[7] На 1908 год Успенская церковь владела 15 десятинами пахотной земли и подцерковным домом. Денежного дохода за год было получено 4157 руб. 29 коп. и от контор горнопромышленных Обществ 540 руб.[7] В этом же году была построена Николаевская церковь на Макарьевском руднике Рыковских копей, и один из трех штатов священнослужителей (священник и псаломщик), относившийся к причту Успенской церкви, стал получать жалованье от конторы Макарьевского рудника Рыковских копей (1040 руб. в год). Прихожан мужского пола на 1908 год числилось 2726 человек.[6] Вероятнее всего число прихожан относится к двум храмам.

В 1909 году состоялись выборы нового Церковно-приходского попечительства при Успенской церкви. Председателем был избран горный инженер Павел Сергеевич Сергеев, членами: горный инженер Иннокентий Иванович Лаврентьев, горный инженер Иван Александрович Пушкарев, Стефан Гребенников, Александр Сарачев, Петров, С. Трифанов и 50 членов-соревнователей (то есть кандидатов в члены правления).[5] Церковным старостой стал мещанин Александр Сарачев, который немного позже был избран представлять Макеевское благочиние на Донских епархиальных съездах 1913-15гг.[8]

Церковный причт на 1911 год состоял из трех священников и трех псаломщиков, из которых один священник и один псаломщик были, как сказано в документе, «назначены для заведования православным населением Макарьевского рудника Екатериновского Общества Рыковских копей». При церкви было 30 десятин земли, 15 из которых были переданы Анонимным Обществом Прохоровских копей и 15 десятин женой горного инженера Евдокией Ивановной Даниловой. Причтовая земля распределялась таким образом: 2 десятины отведены под церковную площадь и причтовые дома, а остальные 28 десятин – под полевые угодья, хотя ними и не пользовались, «так как земля эта не отмежевана и нет ввода во владение, хотя имеется при церкви план на оную от г-жи Даниловой и Высочайшее соизволение на принятие этого дара».[3] Дома для двух священников и двух псаломщиков были выстроены в церковной ограде. Кроме этого церкви принадлежало здание школы (площадь 187 кв. аршин) и церковная сторожка.[3]

Одноэтажная приходская школа существовала с 1900 года. Открывал ее священник Александр Александрович Матвеевский. Русский язык и арифметику преподавала учительница, дочь мещанина г.Мариуполя, Надежда Захаровна Рыбальченко, пение псаломщик Иван Сапин. В 1910 году школа выпустила 4 мальчика, в 1911г. – 10 девочек.[3]

В страховой оценке, составленной епархиальной комиссией 8 июля 1910 года, сказано: церковь деревянная, на каменном цоколе, обшита тесом и покрашена масляной краской. Крыта железом, покрашенным зеленой краской. Длина церкви с колокольней 19 саж., ширина 8,33 саж., высота до центра карниза 5 саж. Окна в два яруса: 1-й ярус – 30 окон, 2-й ярус – 14 окон, под куполом – 8 окон. Наружных дверей, обитых железом – 3, внутренних – 5. Главный иконостас длиной 10,5 арш., высотой 11 арш. Два иконостаса придельные по 5,75 арш. Иконостасы оценены в 5 000 руб.

Колокольня: три яруса, общая высота до верха карниза 10,33 саж. Страховая оценочная стоимость церкви вместе с иконостасом – 40 000 руб.

Церковно-причтовый дом построен в 1904 году: одноэтажный, каменный, крытый железом. Каретник и конюшня построены в 1905 году. Второй церковно-причтовый дом, постройки 1896 года, с каменным амбаром, конюшней, каретником. Общая оценочная стоимость всех этих построек – 16 000 рублей.[4]

Священник Александр Александрович Матвеевский, прослуживший в Успенской церкви с ее открытия 17 лет – по прошению с 22 августа 1913г. перешел служить в церковь станицы Чертковской[9], а 18 ноября 1913г. был утвержден законоучителем Чертковского двухклассного училища.[10]

«Донские епархиальные ведомости» после перехода о.Александра на новое место, сообщили об открытии вакансии: «священническое место при двухклировой (без дьякона) на рудниках Богодуховой балки с 22 августа 1913г.; жалованья нет, дом подержанный; земли в пользовании причта 28 десятин; пособия от Алексеевского горнопромышленного и Прохоровского Обществ 540 руб. в год, денежного дохода полученного причтом в 1912г. 3907 руб. 55 коп. Совершено треб: крещений 915, браков 90, погребений – 633. Прихожан мужского пола 2798 душ православных и 10 раскольников. В приходе церковная школа, железно-дорожная школа и 5 рудничных училищ».[9] Скорее всего, говоря о числе прихожан имелись в виду только прихожане Успенской церкви (без учета Николаевской на Макарьевском руднике Рыковских копей). По определению епархиального начальства в Успенскую церковь был переведен священник церкви слободы Агрофеновки Таганрогского округа Тихон Манохин[11], который 29 октября 1913 года был утвержден законоучителем Чулковского начального рудничного училища.[10]

24 сентября 1913 года подал прошение об увольнении псаломщик Иван Сапин[11], но 11 октября был оставлен здесь же заштатным псаломщиком.[12]

28 июня 1914 года викарий Донской епархии епископ Гермоген посетил Макеевское благочиние. За недолгую историю существования Макеевского благочиния это был первый случай визита высокого духовного начальства. Священник церкви Берестово-Богодуховского рудника Константин Вейсман описал эту поездку и, в том числе, посещение Успенской церкви: «В Успенской церкви при рудниках на Богодуховской балке владыка совершил литургию. Настоятель этой церкви священник о. Иоанн Максимов, встречая владыку, высказал двойную радость принимать во вверенном ему храме в лице епископа брата. Несмотря на будний день, обширный храм не только на литургии, но и вечером на всенощном бдении был переполнен народом. Храм этот в последние годы был капитально отремонтирован и теперь производил сильное впечатление своею внешнею красотой и своим внутренним благолепием. Владыка радовался такому выдающемуся благолепию храма Божия и в обширном живом слове, обращенном к народу, благодарил прихожан за их любовь и внимание ко храму, — месту особого таинственного присутствия Славы Божией и долго отечески беседовал с ними, внушая обновлять, украшать, в чистоте сохранять и внутренние храмы души своей.

Слово Архипастыря, с глубоким вниманием выслушанное, не останется без доброго плода; о служении же архиерейском, которое многие из рабочих видели только в первый раз, останется у них в воспоминании на всю жизнь».[13]

За 1914 год причт получил денежный доход 5474 руб. 21 коп.; было совершено треб: крещений – 1406, браков – 210, погребений – 882. Число прихожан – 4395 мужского пола православных, 560 человек иноверцев, 8 католиков 2 евангелитиков.[14]

Что стало с церковью при Советской власти и когда ее закрыли? Журналист А.Жаров обнаружил в архиве папку с Уставами религиозных обществ и списками верующих за 1923 год. Есть там и устав Успенской церкви бывшего Чулковского рудника. Священниками числились Манахин Тихон Антонович, 55 лет и Сопин Иван Иванович 40 лет, диаконом – Моисеев Александр Павлович 41 года.[15] Как видим, бывший псаломщик Сапин был уже священником. Продолжал служить и о.Тихон Манохин.

Успенскую церковь закрыли в 1929 году. Вопрос о закрытии церкви решался на собрании избирателей, которое единогласно постановило «закрыть храм, использовать помещение под семилетку». Но местное партийное руководство решило, что «церковь эта разваливается и вряд ли может быть утилизирована для каких-нибудь целей».[16]

Сегодня все верующие могут посещать возрожденный Свято-Успенский храм, расположенный в Буденновском районе города по ул. Балаклеевской.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Донские епархиальные ведомости, №23, 1896.
  2. Донские епархиальные ведомости, №24, 1896.
  3. ГАРО, Ведомость о церкви Успенской…на 1911г. (архивная копия).
  4. РГИА, ф.799, оп.33, д.404, л.5-6.
  5. Донские епархиальные ведомости, №5, 1909.
  6. Донские епархиальные ведомости, №19, 1909.
  7. Донские епархиальные ведомости, №22, 1909.
  8. Донские епархиальные ведомости, №9, 1913.
  9. Донские епархиальные ведомости, №25, 1913.
  10. Донские епархиальные ведомости, №34, 1913.
  11. Донские епархиальные ведомости, №28, 1913.
  12. Донские епархиальные ведомости, №30, 1913.
  13. Донские епархиальные ведомости, №18, 1914.
  14. Донские епархиальные ведомости, №18, 191
  15. ГАДО, Ф-Р2 (б.секретная часть), оп.1, д.1018, л.141-155.
  16. Шарафан Т.В. «Православная церковь в истории Макеевки», Донецк, 2010.

Материал члена ДГО Валерия Стёпкина

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...