Юзовская железная руда

Говоря здесь о юзовской железной руде – мы имеем в виду владения Новороссийского общества каменноугольного железного и рельсового производств в районе Кривого Рога. Но сначала немного истории.


Джон Юз построил металлургический завод в наших краях, рассчитывая на местное сырье. Первые рельсы изготавливались из бедной по содержанию железа руды, добытой в районе Каракубы Старобешевского района. О существовании залежей железной руды в Приднепровье тогда еще толком не знали. Екатеринославский помещик А.И. Поль только разворачивал агитационную компанию во Франции, призывая вкладывать деньги в разработку железных рудах в районе рек Ингулец и Саксагань. Да, и если бы Юз и хотел, он бы не смог организовать доставку руды на свое предприятие. Вернее, доставка гужевым транспортом вылилась бы в копеечку. Железная дорога появилась позже.
Семейство Юзов в несколько этапов приобрело земли, богатые железной рудой в районе Кривом Роге. Автор документально-художественной книги «Стараяй Юзовка» Илья Гонимов рассказал о некоторых фактах из истории приобретения приднепровских земель. В 1930-е годы он пользовался документами, утраченными во время Великой отечественной войны. Приведем выдержки из «Старой Юзовки».
Ответственным за приобретение Криворожского железорудного месторождения для нужд Новороссийского Общества старый Юз назначил сына. Джон Джеймс (Иван Иванович), остановивший свой выбор на дворянине Федоре Арсеньевиче Белокрысенко, начал с того, что предложил мечтающему разбогатеть помещику «выгодную» поставку – ни много, ни мало миллион пудов руды. Это была даже не аренда, а подряд. Белокрысенко должен был вывезти руду к железной дороге на станцию Ингулец или расположенный неподалеку от нее разъезд 401. Больше ничего от него не требовалось. Расчет – наличными каждый месяц.
Не подсчитав даже приблизительно, какой капитал потребуется для выполнения поставки, Белокрысенко начал подсчитывать прибыль. Его разгоряченному воображению мерещились сказочные барыши. Ведь каждая кубическая сажень руды весит 3 тысячи пудов! Один единственный уступ в скале – вот тебе и миллион пудов и денежки в кармане… Какими жалкими казались по сравнению с этим золотым дождем урожаи с почти 1 200 десятин земли, конюшни, овечьи стада!
Договор был подписан, аванс получен, и Белокрысенко приступил к делу. Десяти тысяч едва хватило на первое обзаведение, на закладку карьера. Чтобы начать разработку железняков, пришлось уже доставать деньги в банке. А когда рабочие наломали достаточное количество руды, обнаружилось еще одно неприятное обстоятельство – оказалось, что лошадей для доставки руды к железной дороге не хватает. Пришлось обратиться за помощью к Ивану Ивановичу. Тот согласился помочь: выдал новый аванс с условием, что эти деньги будут удерживаться из ближайших платежей. Однако удержания из платежей по поставкам сказались уже через месяц-два. Снова не хватает денег, нечем платить рабочим и возчикам. Лошадей и волов нужно кормить, заготавливать для них овес, сено.
Юзы сочувствуют своему поставщику – они отлично знают, что делают! Они пишут Белокрысенко соболезнующие письма. Действительно, трудно с обозом. Трудно и невыгодно. То ли дело – проложить ветку от рудников к железнодорожной магистрали! И, главное, недалеко – всего 8 верст.
Брат Джона Джеймса Айвор согласился дать денег под это:
— Дам денег. Только под залоговую. И мимоходом, будто невзначай, ставит условие: часть залоговой суммы будет выдана рельсами и прочими материалами для постройки железнодорожной колеи. Белокрысенко соглашается на все. Железнодорожная ветка разжигает его воображение новыми заманчивыми перспективами Перевозка руды обойдется дешевле, и хотя расчет ведется на восьмые и шестнадцатые части копейки с пуда – горы пудов вырастают в горы копеек и рублей.
Белокрысенко берет юзовские рельсы и в залог отдает Анновский хутор, наиболее богатый рудой. Не возражает он и против того, чтобы на залоговой стояла подпись жены, – так Айвору Ивановичу кажется верней.
Начинается строительство.
Однако денег, полученных от Айвор Ивановича, хотя и хватило на постройку ветки, но для того, чтобы наладить эксплуатацию, их оказалось недостаточно. Только после того, как дорога была готова, Федор Арсеньевич спохватился, что мало одних путей, что нужны еще вагоны, паровозы, службы. Быть может, впервые за всю свою недолгую «промышленную» карьеру он почувствовал, что идет к провалу, к полному краху. Но остановиться он уже не мог.
По совету Ивана Ивановича он подписал с Мальцевским заводом договор, обязуясь уплачивать каждый месяц по пятьсот рублей. Невзнос денег два раза подряд давал заводу право аннулировать договор, причем вагоны и паровозы должны были поступить в собственность завода, а уплаченные деньги пойти в уплату за прокат инвентаря.
Но все-таки Федор Арсеньевич не теряет надежды на будущее. Ведь по новой ветке можно перевозить два миллиона пудов груза в месяц. Если сэкономить против гужевой возки по полкопейки на пуде, это одно даст 20 тысяч рублей. За один месяц можно погасить долги и Мальцевскому заводу и Айвору Ивановичу…
Все это – впереди. А пока что Белокрысенко берет в кредит самые различные товары и тут же перепродает их, лишь бы получить деньги для оборота. Кругом идет голова от кредиторов, процентов, учета и переучета векселей, закладных на землю и имущество. Более осторожные кредиторы требуют подобно Айвору Ивановичу, чтобы на векселях стояла подпись не Белокрысенко, а его жены.
Игра вокруг Белокрысенко велась уже открыто. Самую крупную ставку поставили Юзы. Они поддерживали с почтеннейшим Федором Арсеньевичем самые дружеские отношения, никогда не отказывали ему в помощи деньгами и советами. Но почему-то каждый раз получалось так, что от помощи Юзов петля еще туже затягивалась на шее простоватого помещика. Мечты о миллионах рухнули, вместо золотого дождя сыпались повестки от банков, нотариусов и мировых судей, напоминания о платежах, о неустойках и взносах. Одним только частным лицам и ростовщикам Белокрысенко задолжал 62 тысячи рублей.
Наконец наступила развязка. Нищий, затравленный кредиторами, Белокрысенко решил бежать из родного, но немилого гнезда. Далеко на севере, в Костромской губернии, он получил должность управляющего имением Удельного ведомства. Но к Юзам он сохранил добрые чувства и продолжал писать им, упрашивая Джона Джеймса взять на себя урегулирование его денежных дел.
Такая вот интересная история, в изложении И. Гонимова. А теперь обратимся к Путеводителю по Екатериненской железной дороге, точнее к первой его части, изданной в 1902 году, где есть описание железорудного рудника Новороссийского общества.
Находился рудник в одной версте от ж.д. станции Вечерний Кут и примыкал с северо-восточной стороны к руднику Днепровского металлургического общества. Тогда юзовский рудник был крупнейшим в районе. Путеводитель сообщал, что в 1885 году Новороссийское общество сначала заарендовало на 4 года, а затем, по окончанию аренды, купило за 275 тысяч рублей у помещика Белокрысенко 1180 десятин земли, в недрах которой было до 250 миллионов пудов руды. Руда залегала в виде трех гнезд, параллельным между собой и относившимся к трем различным пластам: двум Саксаганским и Глееватскому. Саксаганский №1 был в разработке, но на 1902 год не эксплуатировался, Глееватский был только разведан.Разрабатывался Саксаганский №2. Подрядчиком работ выступал некий Перри, арендовавший также у общества для сельхозработ все земельную площадь, свободную от рудничных сооружений. Добыча велась из одного карьера длиной 600 саженей, шириной 60-80 саженей, глубиной до 40 саженей. Пласт толщиной от 1,2 до 20 саженей имел падение на северо-запад под углом 60-80 градусов. Карьер был оборудован 9 подъемными машинами, 7 из которых имели мощность 10-40 лошадиных сил, принадлежали подрядчику Перри и были установлены для добычи руды «на лежачем боку», а две подъемные машины по 40 лошадиных сил были собственностью Новороссийского общества и установлены «на висячем боку» для съемки верхнего слоя кварцитов, с целью подготовки к разработке. По добывающей способности 30 миллионов пудов в год – рудник занимал второе место во всем Криворожском районе. К руднику вел подъездной путь 3,75 версты, который обслуживали два собственных паровоза, а для передвижения вагонеток по первичным узкоколейным путям – две кукушки.На 1902 год разработкой железорудного месторождения, принадлежащего Новороссийскому Обществу, заведовал горный инженер Зимовский. На руднике трудилось 800 рабочих. Квартиры и казармы предоставлялись рабочим бесплатно. Колония для рабочих и служащих насчитывала 10 домов на 40 квартир и 19 казарм на 900 рабочих. Существовала одноклассная школа для обучения 60 детей, где также обучали детей служащих рудника за 50 копеек в месяц и детей работников других рудников за 1 рубль в месяц. При руднике в начале ХХ века был разбит сад, была больница на 14 кроватей, баня.
Контора рудника находилась в двух верстах от ст. Вечерний Кут по правую сторону пути у реки Саксагань.
Акционеры Новороссийского общества прорабатывали возможность расширения своего бизнеса. Например, известно, что ими была организована экспедиция на Урал в район современного Магнитогорска. Целью экспедиции было исследование месторождений железной руды. Кто его знает, может из этой затеи у них что-то и получилось бы, и вместо советского Магнитогорска получился какой-нибудь капиталистический Юзовгорск, но революция 1917 года разрушила далеко идущие планы.

Автор: В. Стёпкин

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...