Три фрагмента истории Сталинского общепита

Вместо эпиграфа. Слово «Сталинского» в названии статьи имеет смысл общепита города Сталино, а не политики партии в правильном питании Советского народа.

Предисловие.

Эта статья не является исследованием по вопросам общественного питания города Сталино. При просмотре старых газет автору этих строк «в руки» попало немного информации, касающейся городского общепита 50-х годов прошлого века. Автор собрал их вместе – вот так и получилась эта статья. Статья – не критика общепита, а констатация фактов. Насколько это интересно – судить читателям.

Закусочная – автомат.

В №71 газеты «Социалистический Донбасс» за 1957 год была опубликована небольшая заметка «Закусочная – автомат». [1]

Эта заметка была неоднократно перепечатана на различных краеведческих сайтах. Вот текст этой заметки:

«В доме №24 по бульвару Пушкина в гор. Сталино появилась необычная вывеска «Закусочная – автомат».

Заходим в просторное, красиво оформленное помещение. Вдоль стен установлено 16 автоматов. Над каждым из них имеются этикетки с наименованиями кулинарных изделий и цены. Здесь можно приобрести мясные и овощные салаты, рыбу под маринадом, сельдь с яйцом и гарниром, всевозможные бутерброды – с колбасой, маслом, сыром, рулетом и т.д.

Посетитель, облюбовав понравившуюся ему холодную закуску, берет в буфете жетон и опускает его в щель автомата. Слышится легкий щелчок, и автомат выдает тарелочку с закуской.В одном из отделов торгового зала установлен так называемый электромармит, где отпускают шашлыки, отбивные котлеты, шницель, бифштексы, чебуреки, вареники, бульоны.

Один из отделов отведен для готовых кулинарных изделий. Ассортимент здесь самый разнообразный: куры, гуси, индейки, жареная рыба, языки, винегрет, салаты и т.д.

В зале организовано также два буфета по продаже кондитерских изделий. Желающие могут здесь выпить стакан какао, кофе, молока.Закусочная – автомат ресторана «Москва» имеет хорошо оснащенную электрифицированную кухню. Основные предметы кухонного производства – плита, универсальный привод, мясорубка и другие – приводятся в действие с помощью электричества.

С первых же дней работы новое предприятие общественного питания завоевало популярность у трудящихся города Сталино. Закусочную – автомат посещают сотни людей».

Автор этих строк решил высказать свое мнение об автоматизации общественного питания в этой закусочной.

Автоматизация любых технологических процессов всегда хорошо. Это экономит и время, и деньги. А экономила ли время закусочная – автомат. Давайте попробуем разобраться.

Если вы решили перекусить холодными закусками и бутербродами – возможно и «Да». Но все равно, перед получением снеди, Вам нужно было выстоять в очереди за жетонами.

А если Вы желаете откушать полноценный обед и с бульоном и тарелочкой вареников или насладиться пятью горячими, распространяющими аромат «греческой кухни», чебуреками, а потом запить это все стаканом ароматного какао с булочкой, то Вам придется побегать по закусочной. Постоять в трех очередях. При этом необходимо было еще следить и за уже приобретенными блюдами… Ибо в каждой студенческой столовой всегда был плакат: «За купленными пирожками следите сами».

Другое дело в обычной столовой. Взял поднос, встал в очередь возле длинного прилавка с разнообразными вкусностями. Очередь медленно продвигается вперед, а ты заполняешь поднос понравившимися тебе блюдами. В конце очереди расплатился и ВСЕ. Приятного аппетита.

Вроде не автомат, но, по мнению автора этих строк, так гораздо удобнее.

Проблемы общепита на заводе им. Сталина в 50-е годы.

После Великой отечественной войны у многих рабочих завода им. Сталина единственным местом питания были заводские столовые. В 1947-48 гг. были проведены Сталинские призывы на шахты и заводы Донбасса. Приехавшие были размещены в заводских общежитиях, которых катастрофически нахватало. Питались они тоже в столовых. Качество питания не устраивало никого. Вот заметка из газеты «Металлург» №6 от 17 января 1953 года.

Непорядки в столовой. (Савинов И.)

В столовых ОРСа завода, где питаются рабочие, инженерно-технические работники и служащие, есть еще много серьезных недостатков.

Не совсем еще удовлетворительно работает столовая №7 по ул. Тимирязева, где заведующим тов. Гольдман.

Один из посетителей этой столовой пишет в книге жалоб: «Прошу ОРС завода им. Сталина обратить внимание на плохую постановку обслуживания посетителей. Как правило, в воскресенье общий зал обслуживает одна официантка. На раздаче тоже недостает людей. По этой причине приходится часто просиживать в ожидании блюд час или полтора часа».

Об этом же заявляет посетитель столовой Архипов из стахановского общежития. Группа рабочих мартеновского цеха жалуется на то, что в столовой долго готовят порционные блюда.

В столовой №4, расположенной на территории завода, где заведующим тов. Чебаненко, питаются доменщики, мартеновцы, прокатчики и другие рабочие. Посетители этой столовой высказывают свои пожелания, чтобы более качественно приготовлялись первые, вторые и третьи блюда.

Руководство ОРСа должно принять немедленные меры для устранения этих недостатков». [2]

Через три года в заводском общепите ничего не поменялось.

В 1956 году в газете «Металлург» №23 было опубликовано несколько заметок, объединенных общим заголовком «Улучшить работу столовых и буфетов» [3]. В заметках рабочие завода обсуждали работу заводской столовой №10.

Качество блюд – главное. (Краснов И. – бригадир каменщиков, Засядько Н., Моргун З., Маричев Л. – каменщики ЦРМП).

«Постановление партии и правительства «О мероприятиях по улучшению работы предприятий общественного питания» – это еще одно яркое проявление заботы о советских людях, об улучшении нашего быта.

Многие из нас питаются в заводских столовых но несколько лет. А настоящего порядка в общественном питании у нас еще нет. Главное для рабочего – это быстро, вкусно и питательно пообедать.

В столовой №10 бывает так: утром сварят хороший борщ или суп, а в обед и ужин уже не то качество. Самообслуживание – это хорошее дело. Оно в ближайшее дни будет введено и в нашей столовой. Надо только пожелать, чтобы была предварительная продажа чеков на обеды и завтраки, чтобы у кассы очередей не было.

Нужно также позаботиться о расширении ассортимента и улучшении качества блюд, а для этого надо подготовить квалифицированных кулинаров. Надо также усилить рабочий контроль за работой столовых».

В нашем буфете. (Ливик И. Вальцовщик блюминга).

«Недавно в цехе блюминг открылся новый буфет. Раньше, чтобы покушать, нужно было обязательно идти в столовую и тратить на это много времени.

А теперь в буфете можно покушать за 15 минут. Вот с ассортиментом пищевых продуктов пока еще плохо. Работа заводских буфетов должна быть улучшена. Прежде всего надо подумать о разнообразии пищевых продуктов.

У нас есть и такое пожелание: чтобы в буфет доставляли горячую пищу из столовой».

Мое пожелание. (Саутенко Т. Бригадир)

«В работе наших заводских столовых и буфетов еще очень много серьезных недостатков. В этом деле пора навести порядок.

Вот в нашей, 10-й столовой, если прийдешь сюда в 11 часов, то на обед затрачиваешь больше часа. В кассе в очереди стоишь за чеком, а потом ожидаешь, пока блюда подаст официантка. Время уходит зря.

Да и вкусно покушать редко когда удается, так как блюд в выборе мало, да и пища приготовлена не всегда качественно. Борщ невкусный, он плохо заправлен, в котлетах много хлеба. Наценки в буфете высокие. И об этом надо подумать, чтобы как-то снизить их.

Мое пожелание работникам столовой такое: при переходе на самообслуживание, чтобы были созданы условия для быстрого получения чеков на обеды и завтраки и чтобы на раздаче не было задержек. Надо также расширить ассортимент блюд и всемерно улучшить качество приготовленной пищи».

В том же номере газеты критику рабочих парировала заведующая столовой №10 Чабоненко Н.

Лучше и быстрее обслуживать металлургов.

«Наша столовая обслуживает металлургов основных цехов – мартеновского и доменного. Многие рабочие справедливо заявляют, что им приходится тратить много времени на завтраки, обеды и ужины. Имеется много жалоб на некачественное приготовление блюд.

Мы сейчас осуществляем ряд практических мероприятий по устранению имеющихся недостатков в работе нашей столовой. В частности переходим на более прогрессивный метод – самообслуживание.

Для улучшения приготовления пищи намечено в ближайшее время укомплектовать поварской состав согласно штатному расписанию и разрядам. Необходимо также открыть еще одну кассу по предварительной продаже чеков на завтраки, обеды и ужины.

Хлеб непосредственно будет калькулироваться в отдельном количестве для каждого блюда и в целом на обед из расчета 200 – 250 граммов на человека. В мартеновском и доменном цехах мы начинаем организовывать продажу горячих пирожков со специально изготовленных мармитов.

Будут осуществлены другие мероприятия по улучшению общественного питания в нашей столовой. Однако нам потребуется помощь со стороны заводоуправления и ОРСа. Необходимо позаботиться о своевременном и качественном ремонте помещения столовой.

При столовой необходимо также организовать семинар один раз в неделю по санитарно-техническому минимуму.

Работники нашей столовой примут все меры, чтобы обеспечить металлургов вкусной и питательной пищей».Не только в заводских столовых был беспорядок. В буфетах общежитий тоже было не все в порядке.

Вот такая у нас буфетчица. (Чернобай, Гриб).

«В общежитии по улице Кирова, №8 есть буфет. Придешь в этот буфет, взглянешь на буфетчицу и уже с опаской поглядываешь на продукты – такая эта буфетчица неприятная, нечистоплотная. Косынка у нее всегда грязная, из-под нее торчит клок нерасчесанных волос, халат на ней такой грязный, что уже не поймешь, какого он цвета.

И в буфете у такой грязнухи неприятно. На столе и на стойках грязно. К тому же и продукты здесь недоброкачественные, масло пылью покрыто, кислое молоко она продает за кипяченое, нередко обвешивает покупателей, грубит им.

Несколько раз буфетчицу уже предупреждали и работники общественного контроля, и санитарный врач, но ничего не помогало. Потребуешь у буфетчицы жалобную книгу, а она в ответ:

– Иди к начальнику ОРСа и жалуйся.

Давно пора убрать эту буфетчицу». [4]Невероятно, но факт. Автору этих строк удалось познакомиться с одним из жильцов этого общежития того времени. Ветеран ДМЗ Петр Иванович Козинкак вспомнил эту буфетчицу. Между собой жильцы называли тетка Марфа. В конце 1957 года ее все-таки уволили.

Мой отец всю свою жизнь, начиная с 1948 года, проработал в механическом цехе ДМЗ. Он вспоминал, что уже в начале 60-х годов питание в столовых стало гораздо лучше, но хлеба в котлетах меньше не стало. В 80-е годы в цеховых столовых в сезон даже арбузы продавали…

Путешествие на кухню столовой №3 Сталинского треста столовых.

Через 1 линию от дворца пионеров и школьников им. Горького в 50-е и 60- е годы работала столовая №3 Сталинского треста столовых.Кстати, выше опубликованная фотография дворца пионеров сделана с крыши именно этой столовой.Перед столовой был прекрасный газон.На кухню столовой мы попадем благодаря фотографиям, сохранившимся в архиве повара этой столовой Дмитриевой Александры Васильевны.Ну а теперь на кухню.Владимир Мартыненко

Литература

  1. Наумов З. Закусочная – автомат // Газета «Социалистический Донбасс». – 1957. — №71. – 24 марта.
  2. Савинов И. Непорядки в столовой // Газета «Металлург». – 1953. №6. — 17 января.
  3. Улучшить работу столовых и буфетов // Газета «Металлург». – 1956. №23. — 17 марта.
  4. Чернобай, Гриб. Вот такая у нас буфетчица // Газета «Металлург». – 1957. — №45. – 6 июня.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...