Наше кино двадцатых-тридцатых годов

Владимир Ильич Ленин заявил, что «из всех искусств важнейшим для нас является кино». Большевики в полной мере оценили сказанное вождем и уделяли «кину» большое внимание. Вопрос о самом важном из искусств применительно к нашему краю ставился неоднократно. В 1924 году газета «Кочегарка» так формулировала заботу о благе народа: «Трудно представить себе большее несоответствие между общим укладом жизни шахтера и металлиста и тем, что преподносит ему кино в качестве развлечения и поучения. Даже в заголовках и афишах остались в нетронутом виде вся прежняя крикливая безграмотная реклама чрезвычайно дурного и далеко не пролетарского тона. Нужно добиться, чтобы Донбасс не снабжался картинами в последнюю очередь, чтобы для него отбирались лучшие и наиболее подходящие картины, и чтобы сверх того условия их предоставления рабочим организациям были по возможности выгодными и удобными». Тогда, в двадцатые, советская киноиндустрия не могла полностью обеспечить потребности народных масс в идеологически выдержанных фильмах. Поэтому, пролетарии с удовольствием смотрели все шедевры мирового кинематографа. Взгляните на киноанонсы 1925-27гг. Постепенно эту лавочку прикрыли, советское кино стало производить много собственного идеологически выдержанного продукта. Импортное кино массовому зрителю стало недоступно.

И, казалось бы, ну, что может произойти в этой сфере искусства, когда все под жестким партийным контролем. Но ведь происходило! Бюро Донецкого обкома КП(б)У на заседании 1 июля 1935 года рассматривало вопрос о прокате кинофильма с выступлением уже не товарища, но еще и не шпиона-двурушника Авеля Енукидзе. Енукидзе был родственником жены Сталина Надежды Сергеевны Аллилуевой и крупным партийным функционером. Именно его подпись стоит на постановлении о переименовании Юзовки в Сталин (в 1924 году Авель Сафронович был секретарем президиума ЦИК). В 1934 году он член президиума ВКП(б). Сгубила его чрезмерная любовь к роскоши и женщинам, этим, собственно говоря, Енукидзе и отличался от остальной более аскетической верхушки партии и правительства. 7 июня 1935 года Енукидзе исключили из партии и лишили всех постов и званий «за моральное и партийное разложение».

И надо же было такому случиться, что в каком-то киножурнале хроники осталось не вырезанным его выступление перед аудиторией. Заместителю директора областной конторы «Украинфильма» был объявлен строгий выговор за проявленную халатность. Бюро обкома приняло к сведению, что монтажер Жлуктенко и заведующий складом Завельский, виновные в отпуске в прокат сюжета с выступлением Енукидзе сняты с работы. Слава тебе господи, стрелочники были найдены!

А вот директор областной конторы «Украинфильм» отделался, можно сказать, легким испугом. Семен Семенович Комаровский был назначен на эту должность только 11 июня и не успел еще войти в курс дела. Это его и спасло. Предупредили, что при повторном случае будут приняты строгие меры партийного взыскания.

В этом же году еще один раз ругали кинопрокат. Причиной послужил выход к массовому зрителю кинофильма «Красные дьяволята» без предварительного просмотра его членами обкома партии. Заместитель директора Донецкой конторы «Украинфильм»  тов. Гончаров был снят за это с работы и ему объявили по партийной линии строгий выговор с предупреждением. Руководство «Украинфильма» обязали проверять все кинокартины и «обеспечивать в дальнейшем самый тщательный предварительный просмотр всех выпускаемых в прокат кинофильмов». Они же должны были сообщать в обком и горкомы партии названия и краткое содержание всех вновь выпускаемых в прокат кинофильмов.

Погрустив о том, что фильмы в Донбасс попадают с большим опозданием, бюро обкома направило в ЦК ВКП(б) прошение об улучшении снабжения, чтобы «снабжение фильмами осуществлялось одновременно с Москвой и Ленинградом». И еще просили, чтобы в Донбасс завозили по 10-12 копий (!)  всех новых фильмов.

Предположения об этом казусном случае выдвинем такие: немой фильм «Красные дьяволята» был создан в 1923 году, стал любим публикой двадцатых годов. Прошло несколько лет и картину вновь решили пустить в прокат. Партийное начальство области, интенсивно боровшиеся с религиозными заблуждениями, увидело в названии знакомые слова непролетарского происхождения. Они до смерти испугались, что могли пропустить религиозную пропаганду. Поэтому-то и был устроен образцово-показательный разнос. Эдакая, буря в стакане воды.

Krasnuye_dyavolyata

Газета «Социалистический Донбасс» в заметке от 4 октября 1937 года (под общей рубрикой «Навстречу ХХ-й годовщине Октября») писала: «До 7 ноября на экраны страны будет выпущено 11 новых фильмов. Наибольший интерес представляет фильм «Восстание» об октябрьском перевороте 1917г. (прим. это терминология того времени). В роли В.И.Ленина в фильме снимается народный артист СССР Щукин. Отснято 1.200 метров. Уже закончились съемки фильмов «Страна Советов» (документальный фильм, отражающий важнейшие этапы за 20 лет), «Белеет парус одинокий» (по одноименному произведению В.Катаева) и «Пугачев». Заканчивается работа над фильмами «За родину», «Колыбельная» (киноэпопея о советской женщине), «Дочь родины», «Интервенция», «Комсомольск», «Балтийцы».

С заботой о сельском жителе, промышленность освоила производство кинопередвижек. Особенно актуально вопрос стоял для Старобельского района (с июня 1938г. в составе Луганской области). Кинопередвижки сделали из легковых автомобилей, дополнительно оснастив их генераторами вырабатывающими электрический ток, «оживлявший» кинопроектор. До конца 1936 года таких кинопередвижек в области должно было увеличиться до 12.

DSC03523

 

Кино оставалось самым массовым культурным досугом населения. В центре города было всего три кинотеатра. Под  демонстрацию кинофильмов приспосабливали Дворцы культуры, актовые залы различных учреждений. Так, по воспоминаниям очевидцев, вечерами ребята с Соцгородка ходили смотреть кино в актовый зал школы №1 (до войны находилась на месте управления Донецкой железной дороги), в Дом трамвайщиков (на месте здания «Укртелекома»), Дом работников связи (находился на месте кафе «Махито», между Артема 125 и 127).

реклама 1938года

Из кинотеатров в Старом городе функционировали «Комсомолец» и «Красный». В 1939году на Соцгородке построили кинотеатр имени Шевченко, который в проекте назывался имени ХХ-ления Октября. Но это была капля в море. «Двигателей» самого массового и самого понятного из искусств катастрофически не хватало.

Член ДГО Валерий Стёпкин

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...