Рудники Юза

«Завод Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства, основанный по Высочайше утвержденному договору (18 апреля 1869 г.) великобританским подданным Джоном Юзом, находится в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии, в м. Юзовке.
Этот завод первый на юге установил, в обширных размерах, выплавку чугуна из местных руд, на местном минеральном топливе и переработку его в железо и сталь». [1]
«Находясь на собственной земле, представляющей площадь около 20000 десятин, приобретенной от князя Ливена, заключающей в недрах своих все нужное для производства: богатейшие залежи каменного угля (смоляниновский пласт), железную руду, известняк, огнеупорную глину, завод Новороссийского Общества все время продолжает развивать свое производство.
Ощущавшиеся в начале недостаток воды был устранен, при помощи образованных в глубоких естественных оврагах, устройством плотин, больших прудов.
Местная железная руда, право не богатая по содержанию железа – до 42 %, употреблявшаяся исключительно одна для выплавки чугуна примерно до 1886 г., теперь также имеет большое значение, так как обходясь всего по 7,5 коп. за пуд, идет в дело вместе с криворожской рудой, более богатой железом, в пропорции приблизительно 1/3 первой и 2/3 последней, при чем примесь эта даже улучшает качество чугуна». [1]
«Добыча железных руд производится в дачах близ завода, а также в земле, принадлежащей заводу в Екатеринославской губ., Верхнеднепровского уезда (криворожская).

Рудники по добыче железной руды в Кривом Роге, которые были связаны по железной дороге с заводом НРО в Юзовке в 1884 году и управлялась Чарльзом Перри. Дом и сад Перри видны на фото за жд путями.

 

На заводских дачах – Новотроицкой и Александровской, в 32 верстах от завода, добывается бурый гематит и подвозится на завод по железной дороге; со Стыловской дачи такая же руда доставляется подводами. Руды, добываемые в Верхнеднепровском уезде – красные (железняки) гематиты, получаются на заводе по Еатеринославской ж.д. с расстояния 424 верст. Привоз криворожской руды на это расстояние обходится заводу 6,5 коп. с пуда, т.е. почти тоже, что стоит провоз угля для заводов, расположенных вблизи Кривого Рога.
Местные руды залегают около известняка, в виде больших гнезд, и имеют простирание и падение общее с окружающими породами. Разведка производится шурфами и бурением, а добыча руды большею частью – кайлами, клиньями и ломами, пороховые же ра-боты применяются редко.
В Верхнеднепровском уезде выработка верхнего слоя, сравнительно не твердых по-род, производится паровым экскаватором (элеватором), который состоит из железного ковша, имеющего на окружности стальные зубья; этими зубьями он внедряется внизу в забой и, проходя к верху, наполняется породою; затем, особым приспособлением ковш поворачивается, дно его открывается, и вся порода высыпается в вагоны, стоящие на путях. Когда мягкая порода пройдена, тогда приступают к выемке подрудка. Производится она порохострельной работой, а в очень твердых кварцитах, сопровождающий железный блеск и красный железняк, для добычи ее применяют и динамит.Руда представляет довольно мощную залежь с падением в 45º до 60º и располагается под наносами; слой подрудка состоит из кусков руды с кусками кварцита, сцементированных глиной.
Руда очищается от сопровождающей породы, но промывки, обжиги и дробления не производится.
Способ разработки в местных рудниках подземный; в Верхнеднепровском уезде от-крытый. Пустая порода перевозится по рельсам в вагончиках кукушками. Отлив воды производится паровыми насосами и бадьями. Местные руды вырабатываются исключи-тельно при помощи конных воротов; подземные рудники крепятся стойками и перекладами. В Верхнеднепровском уезде вагончики, нагруженные рудою, поднимаются по наклонному пути стальным канатом, навертываемым на барабан, который приводится в движение паровой машиной; другим концом каната порожние вагончики опускаются по- другому, рядом проложенному, пути.

В шахтах при подземных разработках – естественная вентиляция; но при двух шахтах, если они на одном горизонте, устраивается небольшая печка в воздушной шахте для вентиляции. Рабочие опускаются в шахту в бадьях, на конных воротах, снабженных пеньковыми канатами. На открытых работах они спускаются и поднимаются по наклонным путям, которые служат для подъема руды и проч. и для спуска пустых вагонов. В шахтах и подземных работах применяются масляное освещение.
Флюсом служит местный известняк, разрабатываемый от завода на расстоянии 18 – 35 верст и доставляемый на завод частью по железной дороге, частью на подводах». [1]

Владимир Мартыненко

Литература.
1. Горное дело и металлургия на Всероссийской промышленной и художественно выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Выпуск шестой. Группа II (58). Железо. / Издание Горного департамента. / Под общ. ред. Горного инженера Н. Нестеровского. С.-Петербург.: Типография А.С. Суворина, 1898.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...