Posted on 17 февраля, 2018
Ударная стройка или история Донецкой школы №33
.В начале 30-х годов в Сталинозаводском районе запланировали построить 4 школы. Три из этих школ (по нумерации 80-х годов прошлого века) – это СШ №33, СШ №44 и СШ №45. Какая школа была четвертой в этом плане пока узнать не удалось.
Приняв и утвердив план строительства школ в Сталинозаводском райисполкоме, обнаружили, что денег на строительство школ нет. Стройки тихонько заморозили…
И вдруг 20 апреля 1935 года на территории, отведенной под строительство школы №21 (так тогда называлась СШ №33) началось «светопредствавление»… Что же произошло?
В 35-том году в Москве была делегация металлургов Югостали. И на встрече с Серго Орджоникидзе кто-то из рабочих пожаловался на то, что для детей рабочих школу не построили. Серго Орджоникидзе взял под личный контроль строительство школы. Тут же стройка попала под особый контроль горкома и обкома партии. Курировал стройку лично секретарь Сталинского обкома Саркисов Саркис Артемович.
И так – 20 апреля 1935 года.
«В этот день строительная площадка была еще просто степью, окаймленной слева трамвайной линией, справа – терриконом шахты №1-2 Смолянка, а с боков – домиками Александровки.
В степи срочно строили деревянную кладовую, подвозили рельсы для прокладки узкоколейки и железнодорожного пути, подвозили первую партию материалов. Во всем чувствовался большой размах и важность этой огромной стройки». [1]
Так описывает строительство школы корреспондент газеты «Сталинский рабочий» В. Милославский. Далее он пишет.
«Крепкие, мускулистые землекопы из бригады тов.Тищенко первые появились на стройке. Уже 26 апреля они начали рыть котлован, темпы стройки требовали, чтобы ни один день не пропал даром, поэтому параллельно с рытьем котлована началась и кладка стен.
Начало кладки ознаменовалось на стройке большим субботником, который провел горком комсомола, совместно с организациями Южжилстроя 1 мая. В этом субботнике участвовали рабочие и строители институтов и техникумов.
С первых же дней на стройке взяли курс на максимальную механизацию работ. На строительной площадке установили три растворомешалки, два транспортера: для выброски земли и подачи материалов.
На стройке широко развернулось знамя социалистического соревнования. Строители давали невиданные до сих пор на стройках нашего района показатели.
Бригада землекопов тов.Тищенко за 8 часов при механизированной выемке вынимала 15 кубометров земли, вместо 6 кубометров по норме.
На кладке стен работали ударные бригады каменщиков товарищей Скворцова и Фофанова. Ударники из бригады Скворцова с любовью клали каждый новый камень. Не было дня, чтобы эта бригада не перевыполнила план. В среднем за все время своей работы бригада Скворцова выполнила план на 117,3 проц.
Не отставала от нее и бригада Фофанова, которая также систематически выполняла план на 110-120 процентов.
Александровская стройка характерна тем, что здесь отдельные группы рабочих показывали рекордную выработку. Высокая норма укладки кирпича одним каменщиком за 8 часов равна 1100 штукам, а на александровской стройке отдельные каменщики из бригад Скворцова и Фофанова клали за 8 часов до 1450 кирпичей.
А вот еще одни рекорд: в начале стройки при кладке стен первого этажа ежедневно укладывалось максимум 18-20 тысяч штук кирпича. К концу стройки, при кладке третьего и четвертого этажей, при том же количестве рабочих, ежедневно укладывалось 68-70 тысяч штук кирпичей. Эта цифра – лучшая иллюстрация энтузиазма, с которой работал коллектив строительства школы на Алексанровке». [1]
В этом месте статьи хочу прокомментировать вышеизложенное.
Понятие «производственная норматив» – это расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятий. Сложившаяся величина норматива с точки зрения планирования характеризует конечный результат производства. В первую очередь они предназначены для контроля за качеством выпускаемой продукции или выполняемых работ. Нарушение нормативов, в первую очередь, влечет за собой выпуск бракованных изделий или некачественное выполнение работ.
О каком качестве выполняемых работ на строительстве школы №21 можно говорить, если нормативы выполнения работ были нарушены почти на 30%. Следует логичный вывод: «Или нормативы для каменщиков были занижены или каменщики «гнали» откровенный брак».
И все же, здание школы уже простояло 83 года. И даже устояло под артобстрелом. Все-таки талантливые мастеровые люди жили и живут в нашем городе!
Продолжим далее о строительстве школы.
«Образцово организовали подачу материалов и труд отдельных бригад. Четыре механических подъемника для материалов работали круглые сутки. За работу механизмов отвечал главный механик Южжилстроя тов.Приданников. Коллектив механизаторов, возглавляемый тов.Приданниковым, обеспечил бесперебойную и высококачественную работу механизмов.
Работа бригад была организована в 2 смены. Старый опытный прораб тов.Милютин сумел сплотить вокруг себя коллектив строителей. Наряду с бригадами каменщиков показывали воистину героические образцы работы и бригады плотников, бетонщиков и чернорабочих.
Бригады плотников Мишина, Касьянова и Зеленова полностью обеспечивали опалубку для бетонных работ и установку рештовок. Особенно по ударному работала бригада молодого, способного бригадира-общественника тов.Мишина, которая ежедневно выполняла свой план на 125 процентов. От ударной работы плотников зависел успех работы каменщиков и бетонщиков, и не было случая, чтобы плотники подводили своих товарищей.
Бригада землекопов Тищенко, после окончания земляных работ на стройке, переквалифицировалась и работала бетонщиками также успешно, как и на земляных работах. Свой план кладки бетона Тищенко выполняла на 120-130 процентов.
Александровскую школу создал весь коллектив строителей. И когда говоришь об ударных бригадах квалифицированных рабочих, никак нельзя обойти героическую работу бригад чернорабочих Сазонова, Макарова, Лавренова и Клапиковой. Это они обеспечивали выполнение норм квалифицированными рабочими, это они бесперебойно подносили бригадам материалы и поэтому успех работы квалифицированных бригад – это также и успех бригад чернорабочих.
Во второй половине мая нарком тяжелой промышленности т.Орджоникидзе прислал на имя директора Сталинзавода т.Макарова телеграмму, в которой обязал закончить кладку стен и крыши на Александровской школе к 10 июня. Ударный коллектив стройки выполнил этот приказ. Точно 10 июня четырехэтажная коробка будущей школы была покрыта крышей.
Впереди стояла вторая, не менее трудная задача – сдать школу в эксплуатацию 10 августа. Наступила очередь для ударной работы штукатуров, маляров и работников сантехники (установка отопления и канализации).
«Сантехники», как их прозвали на стройке, начали свою работу еще в мае и вели ее параллельно с кладкой. Они подготовили к установке все оборудование и приступили к установке и монтажу сейчас же после окончания кладки. Свою работу они закончили досрочно 15 июля. Руководил этой бригадой техник тов.Курц.
Над наружной штукатуркой и архитектурным оформлением работала бригада тов.Бондарева, которая обязалась закончить работу за месяц. Начав работу 25 июня, бригада Бондарева точно 25 июля сделала ее на «отлично».
Маляры и штукатуры начали работать с 10 июля и также блестяще выдержали сроки. Бригады штукатуров Елисеева, Илюхина, Дельмаса, Баса и Саенко закончили свою работу 1 августа, бригады маляров Луговского, Рутского, Васовича и Бураева в основном закончили работу на 5 дней раньше срока – 5 августа.
Пять резервных дней имела стройка для устранения малейших недостатков, для превращения ее в нарядную школу, «с иголочки».
Коллектив строителей Александровской школы работал, как слаженный механизм, под руководством своих десятников: товарищей Гременкова, Яковлева, Передерий, Ижени, Шпинева, женщины-десятника тов.Грабарь.
Управлял этим механизмом старый опытный прораб тов.Милютин. Руководители Южжилстроя – начальник работ тов.Тамуров и главный инженер тов.Кубицкий неустанно следили за ходом стройки и помогали ей».[1]Огромная четырехэтажная школа на Александровке построена в рекордный срок 83 дня. Школу назвали в честь наркома тяжелой промышленности товарища Серго Орджоникидзе.
Рассказ об ударном строительстве школы №21 стоит закончить следующим фактом: десятилетку на ул.Артема, немного большую по кубатуре, чем Александровская школа, строили почти пять лет и оставили все же не законченной (не оштукатуренной).Школу №21 построили. «Из города это здание кажется еще более красивым, еще более величественным. Оно гордо возвышается среди одноэтажных домов Александровки, четко вырисовываясь своим красивым четырехэтажным фасадом на фоне голубого неба. Оно блестит своими многочисленными широкими окнами, ласкает глаз мягкостью своей окраски, красотой колонн, как бы поддерживающих крышу.
Это дворец учебы – новая десятилетка, выстроенная ударниками Южжилстроя в рекордно короткий срок». [1]
29 августа 1935 года школа была готова принять первых своих учеников.
Прошло более 80 лет с момента, когда в школьном дворе впервые прозвучал «Первый школьный звонок». Очень многое об истории школы утрачено. Невосполнимый урон был нанесен школе, когда, в результате артиллерийского обстрела ночью 27 августа 2014 года сгорел верхний этаж. Огонь не пощадил и школьный музей.
Сегодня усилиями городских властей с помощью УКС Республики школа восстановлена:За восстановление школьной истории (ныне МОУ «Гимназия № 33» г.Донецка) принялась активисты школьной группы «Поиск» под руководством Качуровской И.В. Вот часть восстановленной ими информации.
История школы № 21 собиралась красными следопытами. Своими воспоминаниями с нами поделились выпускники 1936 года на 40-летии выпуска в 1976 году, учащиеся школы на праздновании 50-летия школы, на встрече участников партизанского отряда Шведова А.А.:
Лепехова (Малютина) Н.Д – учитель обслуживающего труда в родной школе;
Червякова В.И. – выпуск 1939 года, учитель русского языка и литературы в родной школе;
Халангот Г.В. – выпуск 1941 года, профессор Донецкого политехнического университета;
Чижденко Н.И. – выпуск 1941 года, учитель истории.
Все они – участники партизанского отряда Шведова А.А.
«На митинге в честь открытия школы первого сентября 1935 года присутствовали: представитель наркомата тяжелой промышленности А.Фадеев, А.Корнейчук, П.Панч. Впоследствии, рассказывая об открытии школы, они называли её «Храмом науки».
По окончании митинга классные руководители развели учащихся по классам, познакомились с ними, дали расписание уроков.
В 1935 году в школе было 24 класса, 14 из них по возрасту – пионерские. Пионерская дружина была образована сразу и состояла из 500 учащихся школы. Первый председатель Совета дружины – Суровцев, затем Петр Гусев.
Первая пионерская вожатая – Сима Савельевна Симонова. Каждый пионерский отряд имел двух вожатых 9-10 классов – пионерского и производственного. Пионеры тех лет запомнили Балычеву Анну, Виктора Владимирова, Валентину Червякову, Теплинского, Новиченко.
Учащиеся всех возрастов были активными участниками школьных кружков – литературного, театрального, юных физиков, математиков.
И еще многие школьники посещали кружки клуба имени В.И.Ленина – балетный, спортивный, струнный, ИЗО, шумовой и другие.
Пионеры были объединены в агитбригады. Они выступали перед рабочими металлургического завода, шахты № 1-2 «Смолянка», холодильника, колбасной фабрики.
Пионеров много и пионерская комната не могла вместить всех активистов. По указанию Постышева по всей стране открывались форпосты во дворах, жилых домах, которые потом стали назвать постышевскими.
Такие форпосты в 1935 году открылись и в микрорайоне школы. Самым первым и лучшим был форпост на 9-й Александровке, организаторами которого были ученицы школы Лепихова (Малютина) Нина и Нагорная Рая.
Лепехова Нина за активную работу была приглашена для участия в республиканском слёте организаторов пионерских форпостов в г.Киеве.
С большой теплотой учащиеся тех лет вспоминают первых директоров школы Федорченко Василия Яковлевича (смотри фото 3) [2] и Гончарова Бориса Дмитриевича, учителей Бутенко Н.И., Волкову М.В., Козловского Т.Е.
Июнь 1936 год – первый выпуск учащихся школы.
Лучшие выпускники этого года:
Афанасенко – в последствии генерал Советской Армии,
Миоценко Георгий – выпускник авиационной академии им.Жуковского,
Момот – полковник инженерных войск,
Альперт – учительница, г.Москва,
Боровицкий Анатолий – инженер пластмасс,
Миловатский – выпускник военной академии,
Гусев – художник- иллюстратор,
Чижденко Николай – преподаватель истории и обществоведения». [3]
Так началась история школы №21. Она же – Средняя школа №33. Она же – МОУ «Гимназия № 33 г.Донецка».
Татьяна Денисенко
Директор МОУ «Гимназия № 33 города Донецка»
Ирина Качуровская
Заведующая библиотекой гимназии № 33, руководитель группы «Поиск» и музея «История рядом с нами»
Владимир Мартыненко
Краевед
Литетатура
1. Милославский В. Строители // Газета «Сталинский рабочий». – №204. – 1935. – 04 сентября.
2. Здравствуй, школа! // Газета «Сталинский рабочий». – №200. – 1935. – 30 августа.
3. Альбом «История школы №21 города Донецка».