Мозаичные панно школы №5 в Донецке

За чередой будней мы часто не обращаем внимания, что рядом с нами порой находятся действительно уникальные вещи. Бывает, спохватываемся, но иногда выясняется, что уже поздно. Сейчас еще есть время для того, чтобы сохранить сделанную лучшими отечественными монументалистами специально для нашего города мозаику в украинском стиле.

Здесь все было по-новому
Школа №5 в Ворошиловском районе города Донецка изначально задумывалась создателями как экспериментальная. Тогда, в середине 60-х годов прошлого столетия, ставился научный эксперимент совместно с педагогами и гигиенистами. Поэтому и был разработан проект оригинального здания школы на 2032 учащихся на берегу реки Кальмиус. Архитектором данного строительства был известный украинский зодчий Иосиф Юльевич Каракис, который еще в 1947 году получил первую премию за проект памятника освободителям Донбасса в городе Сталино. Но тот его творческий замысел так и не был реализован из-за обвинений Каракиса в приверженности космополитизму, т. е. течению, вредному социалистическому строю. Только после смерти Иосифа Сталина архитектор вернулся к своему любимому делу и смог реализовать в Донецке проект экспериментальной школы.

Восемь одноэтажных учебных корпусов были объединены в центральной части переходами, размещенными по обе стороны от актового и спортивного залов. Проект обеспечивал возможность рекреаций на открытом воздухе (при этом за счет сокращения площади коммуникаций снижалась стоимость строительства). Рациональная система застройки с внутренними двориками для каждого школьного блока позволила сократить урок в первом классе до 30 минут, во втором — до 35 минут и т. д. при обязательном проведении перемен (а летом и части занятий) на воздухе. При этом благодаря разделению коллективов и закалке детей уменьшалась вероятность распространения среди них инфекционных заболеваний. В новой школе все строилось не просто так. Это касалось и мозаичных панно.

Для развития творческих способностей детей
Сегодня на стенах школы имеются 9 оригинальных панно, сделанных из смальты и керамической плитки специально для школы №5. По замыслу их авторов, они должны были «помочь детскому сознанию развить свои творческие способности в области цвета и образного мышления». Выполнению этой задачи способствовала тогдашняя хорошая обозреваемость школы и особенно центрального панно во время застройки всего нового жилого микрорайона на месте Нижней Семеновки. В фондах Государственного архива Донецкой области сохранились расшифровки первоначальных значений мозаик (ГАДО, Ф-Р5418, оп. 1, д. 163, лл. 54–60), которые были предъявлены авторами работ на заседание технического совета при областном отделе строительства и архитектуры 16 июля 1965 года. Начнем по порядку.

Первое панно — «Космос» — выражает символическая жар-птица в ее космическом движении.2 космос
Второе панно — «Стихия воды», которую символизировали рыбы и медуза.

2 водный мир
Третье панно — «Огонь» — изображает народный символический цветок.

2 огонь
Четвертое панно — «Земля» — символизируют вертикально поставленные колосья и цветок подсолнуха на черном фоне.

2 земля
Пятое панно — «Ископаемые» — пласты земли разных геологических эпох с представителями древнего животного мира.

2 ископаемые
Шестое панно — «Верба» — символизирует пейзаж Украины. Там, если приглядеться, то можно увидеть на столбе дерева очертания фигуры человека, т. е. пращуров украинцев.

Седьмое панно — «Животный мир» — фантастические животные и ветка дерева.

2 животный мир
В том документе не написано ни слова о восьмом панно — «Солнце», символизирующего, по мнению сегодняшних искусствоведов, движение солнечной энергии как одного из символов жизни на планете Земля. По-видимому, на июль 1965 года авторы еще не сделали эскиз его. А о центральном панно надо рассказать отдельно.

2 солнце

Вместо «Прометеев» должна была быть «Украина»
Не надо забывать, в какой стране мы тогда жили. Напомним, что тогда одним из незыблемых канонов коммунистической идеологии считался интернационализм. Поэтому все указанные расшифровки значений панно были представлены в «правильном» их понимании, хотя все специалисты, а на то заседание были приглашены ведущие художники и архитекторы Донецка, отмечали, что «все панно решены в интенсивном образном цветовом решении, базируясь на народном украинском искусстве». Мы сегодня можем узнать как к этому факту отнеслись зодчие из нашей области. Тогдашний главный архитектор проектов филиала Гипрограда, а впоследствии и главный архитектор города Донецка Владимир Кишкань считал, что «представленное художниками считаю очень интересным и правильным». «Мозаики, основанные на народных эстетических положениях украсят наш город», — отмечал он. Его поддерживал и старейший ныне архитектор Донецка Павел Вигдергауз. «Очень хорошо, что для решения панно принят народный украинский мотив и отсутствует натурализм», — считал уважаемый в городе зодчий. Итоги тогдашнего обсуждения эскизов мозаик подвел председатель техсовета инженер П. Щербина. «Общее впечатления панно оставляют хорошее и я считаю, что такие мозаики в нашем городе должны быть осуществлены», — заявил он. В общем, с учетом некоторых чисто профессиональных замечаний, против таких панно в нашем регионе никто не возражал. Однако в украинской столице имелось несколько иное мнение.

Ведь центральным панно общей площадью в 100 кв. м (остальные мозаики размером в 10 кв. м) должна быть стать «Украина» — украинка с книгой и детьми, тянущимися к знаниям. И вот такое изображение в Киеве, по-видимому, уже расценили как проявление украинского национализма и не утвердили этот образ. Поэтому авторам панно пришлось создать в 1966 году «Прометеев». В центре этой мозаики — шахтер и металлург, который держат в руках добытый ими с недр огонь — символ энергии угля и расплавленного металла.прометеи

В Донецке работали лучшие монументалисты Украины
Создателями панно в 5-й школе Донецка были лучшие на то время монументалисты Украины. Согласно архивного документа, автором проекта являлся тогда художник Киевского республиканского художественного фонда Григорий Иванович Синица. Он работал в Донецке со своими товарищами — Галиной Зубченко, Аллой Горской, Виктором Зарецким, Надеждой Светличной, Александром Коровай, Геннадием Марченко, Иваном Куликом, Василием Парахиным.
«Тут Григорий Синица дал нам урок, как перед начальством нужно защищать и отстаивать свою работу, — вспоминала впоследствии Зубченко. — Мы не умели: стояли, молчали. А он это так логично делал, что те, кто вначале относился к нам неодобрительно или враждебно, становились на нашу сторону. Так обкомовское начальство и архитекторы начинали нам помогать. И так же он «выбил» деньги, потому что за те мизерные 5 тысяч, которые у нас были, не смогли бы выполнить и десятую часть своей работы. Правда, «Украиной» все-таки пришлось пожертвовать, ее заменили «Прометеи» — шахтер и металлург».

Вообще, о каждом из авторов панно можно долго рассказывать — все они были очень талантливыми людьми. В этой статье приведем основные биографические данные лишь троих из них.

Григорий Иванович Синица (1908–1996) — украинский художник, мастер монументальной живописи. Он пережил революцию, войны и голодоморы. Его вели на расстрел в Бабин Яр, однако тогда Синице чудом удалось спастись. Учился в Кировоградском художественном училище, Одесской художественной школе. В 1930–1934 гг. студент Киевского художественного института. В 1941 года состоялась его персональная выставка в Киеве. С 1946 года занимался послевоенной реставрацией Киева, Харькова, участвовал в восстановлении Мариинского дворца. В 1960-х возглавил новое направление в современном монументальном искусстве, которое стал известно как «украинская национальная колористическая школа». В 1968 году переехал в Кривой Рог, где изобрел новую монументальную технику — флоромозаику. Лауреат государственной премии Украины им. Т. Шевченко (1992). Заслуженный художник Украины с 1996. В Кривом Роге был открыт Мемориальный музей-квартира Г. Синицы. «Я бесповоротно понял и усвоил: народное искусство — первоисточник художественным формам… Оно известно давным-давно, оно жило, набиралось сил в народе, в его недрах. Этнографические, сюжетные, иные признаки — это еще не народность. Речь идет о системе мышления, где цвет выступает как образ, о глубинном явлении самобытного в палитре художника», — говорил он. Всю свою жизнь Григорий Иванович Синица прожил довольно скромно, ведь ни одной своей картины он не продал, а мечтал сберечь целостность своих монументальных трудов для потомков.

Галина Александровна Зубченко (1929–2000 гг.) — монументалист, живописец. Окончила Киевский художественный институт. Работала в области монументального искусства, живописи, керамики. Участвовала в создании многочисленные панно в Киеве, Донецке, Мариуполе.

Алла Александровна Горская (1929–1970 гг.) — украинская советская художница, диссидент, деятель правозащитного движения 1960-х годов ХХ века в Украине. С 1946 по 1948 год А. Горская училась в Киевской художественной школе имени Шевченко, закончив которую с золотой медалью, поступила в Киевский художественный институт. Летом 1952 года она вышла замуж за студента этого же вуза Виктора Зарецкого. Работала по специальности в области станковой и монументальной живописи.

Автор: член Донбасского Географического Общества Анатолий Жаров

Использованы материалы сайта http://infodon.org.ua/donetsk/1024

Тема космоса вообще очень популярна в 60-х годах в монументальном искусстве. Обратите внимание на «Прометеев», там просто галактика:прометеи2

Странный предмет на поясе у шахтера напоминает пачку папирос «Север», хотя вряд ли это школьная тема.

прометеи3

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...