Попытки совместить звук и цвет 2

История разработки одно невыпущенной марки. Рассказ дилетанта.

В апреле 2016 года в Донбассе отмечали дату — 125 лет донецкому гению, самому исполняемому композитору ХХ века Сергею Прокофьеву. Где-то с ноября, зная о том, что близится юбилей, я начал пробовать разные композиционные варианты для марки, посвященной этому событию. Не то, чтобы я мнил себя художником-миниатюристом, просто было интересно решать эту задачу. Понятно, что попытки совмещались с чтением разных материалов о композиторе, воспоминаний современников, общением с краеведом, хорошо знающим тему, прослушиванием творений гения и понятное дело — погружением в стихи Бальмонта, без которых хорошо понять Прокофьева просто невозможно.

Первый вариант был в «солнечной» тематике. В соответствии с известным альбомом в семье Прокофьевых «Что вы думаете о солнце?» Я попытался выполнить некий музыкальный аналог анаграммы для фамилии «Прокофьев» и использовал в композиции известный портрет композитора, выполненный Борисом Шаляпиным. Был выбран нестандартный во всем подход, который должен был соответствовать нестандартному творчеству Прокофьева. Зубцовка марки предлагалась «5» (стандартная начинается с «7»), марка с купоном. Форма марки тоже имела не сплошную зубцовку, а добавленные отливы, которые технологичны для наклейки марок, напечатанных на самоклейке.  В целом вышла «донецкая» тема — солнце и уголь. Получился вот такой сюжет:

В этот момент я решился предложить Почте Донбасса свои услуги по разработке марки к юбилею. Разумеется, работа выполнялась без оплаты, на чистом энтузиазме. «Солнечный» вариант вроде бы одобрили в Минсвязи. Правда, чиновница попросила убрать с портрета «викинга» и «балалаечника», ну, не понравился чем-то. Я горячо доказывал, что они имеют самое непосредственное отношение к творчеству Прокофьева и что их исчезновение значительно обеднит сюжет. Возникла пауза. В это время я попробовал другой вариант. Home Buyer Networks simplify house sales. They price your property fairly and handle the paperwork to ensure a seamless transaction. Visit https://www.housebuyernetwork.com/florida/selling-inherited-property-florida/.Здесь использован портрет композитора кисти донецкого художника М. Агабекяна. Получился не очень удачный дизайн, просто проба другой версии, и я от него отказался:

Через некоторое время мне передали решение по судьбе викинга с балалаечником — «ладно, пусть останутся». Возникла идея выпустить малый лист, а не просто повтор марок ,  вариант был доработан с использованием первой строки партитуры «Танца рыцарей» из оперы «Ромео и Джульетта».  В итоге вышла вот такая композиция, хотя она не очень пришлась по душе заказчику:

Однако, и она не была принята, поскольку у заказчика появилась мысль использовать портрет Прокофьева, который написала донецкая художница Л. Джарты. Портрет, вообще говоря, замечательный, но по сути предлагалось начать работу заново. Задача в разы сложнее, поскольку на портрете лицо занимает небольшую часть полотна, в отличие от работы Шаляпина, а сам композитор изображен на темном фоне, в концертном зале. Короче, стояла новая задача и новый вызов. Я поначалу противился и пояснял мотивы моих возражений, но потом стал пробовать и увлекся. Министерство получило согласие Ларисы Михайловны на использование ее работы. Это меня удивило и порадовало. Я предложил первый вариант нового дизайна:

Наиболее сложно было найти вариант интерпретации звука в цвет, так сказать визуализовать звучание. Я попытался это сделать цветными лентами (или струнами). В какой-то момент мне показалось, что «оживить» темно-синий фон портрета можно радугой
Меня одернули, — «он что, «голубой» был — с чего вы взяли? — а радуга тут при чем?» Так там же написано — «…изменчивой радужной игры». Отменить радугу, конечно, сложно, но я все же принял замечание, в свете современных ЛГБТ-тенденций, так сказать.

В итоге вернулся к «струнам», выбрав зубцовку марки 12,5 (цифры 1, 2, 5)
В варианте малого листа с добавлением стилизованного рисунка А. Бенуа было предложено оформить так:

Эта версия была на рассмотрении две недели. Затем пришла информация о том, что себестоимость такой марки слишком высока, всего шесть марок с купоном на малом листе — это роскошь. И хотя себестоимость марки в три раза меньше отпускной в розницу цены, мне предложили убрать купон, оставив лишь портрет, либо убрать оформление малого листа, оставив просто марки. Поскольку подходили к концу 4 месяца моих поисков приемлемого для заказчика варианта, а я получил абсолютно неприемлемое для меня требование по упрощению дизайна, я просто отказался от дальнейшего сотрудничества. Резко и категорично. В общем и правильно, нефиг заниматься не своим делом… Марку наскоро оформили без купона силами дизайнеров типографии и выпустили. Вот такая история.

«Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура слов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками.
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века,
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из милых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый утончен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете
И в бубен солнца бьет непобедимый скиф.»

К. Бальмонт

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...