Posted on 28 октября, 2016
Малоизвестные факты о Сталинской городской железной дороге (продолжение)
Очень интересной информацией дополнил статью «Малоизвестные факты о СГЖД» Леонид Шиманский. За это ему огромное спасибо. В статье «Трамвайное депо № 3» [1], написанной Леонидом, очень много интересного. Есть и историческая информация, есть и очень интересные фотографии с «территории одного полурежимного предприятия».
«Исторический информационный блок» для статьи был взят из книги «Донецкому трамваю 70 лет». [2] Эта книга наиболее полная история Донецкого трамвая. Но в ней есть несколько исторических ошибок, касающихся начала строительства СГЖД. Эти ошибки перекочевали и в статью Леонида.
В знак благодарности за прекрасное дополнение к своей статье и в качестве алаверды, хочу дополнить статью Леонида, может быть даже интересной информацией.
Ну, во-первых. В статье ошибочно была указана дата принятия решения о начале строительства трамвая: «2 марта 1927 года Сталинским горисполкомом было принято решение о строительстве в городе Сталино первой трамвайной линии». [1]
В 1927 году строительство трамвайной линии должны были завершить. Из-за недостаточного финансирования строительство было закончено лишь в 1928 году.
Решение об утверждении проекта строительства в Сталино трамвая было принято 28 октября 1925 года. И сразу об этом сообщила газета «Диктатура труда» [3].
А проектирование трамвайной линии было начато весной 1925 года. Представители Донецкого горного техникума имени товарища Артема, преобразованного в 1926 году в Донецкий горный институт, приступили к геодезическим съемкам и составлению топографического плана города. Составленный тогда топографический план в течение ряда лет служил Горкомхозу основным документом для выполнения различных строительных работ. Работами по съемке местности руководил профессор А.М. Первушин.
По итогам этой работы был выполнен проект первой линии Сталинского трамвая. Тогда же, для выполнения проектно-строительных работ, при техникуме создали «Контору постройки Сталинской электрической железной дороги».
Во-вторых. «В 1936 году окончено строительство (велось с 1931 года) первого в городе депо на 12-й линии (сейчас — ул. Трамвайная)». [1]
В этой фразе ошибок очень много: строительство было закончено в 1932 году; гараж для трамваев построили между 12 и 14 линиями, а не на 12-той; это был второй гараж для трамваев в нашем городе. И ул. Трамвайная – это 13 линия.
Первый гараж начали строить в конце 1928 года и в другом месте. Но об этом в следующий раз.
К 1930 году первый трампарк уже не вмещал весь подвижной состав. А количество трамваев в городе все увеличивалось.
Вот пример: «Сталинский Городской совет уполномочил руководителя 1-го Сталинского Коммунального Треста «ТРАМСВЕТ» Петра Гавриловича Порфирьева заключить договор с ВЗОКом (Мытищинский завод – автор) на изготовление 6 моторных и 6 прицепных вагонов на 31-й год». [4]. Такое же количество необходимо было заказать соответственно на 32-й и 33–й годы. Необходимо было заказать и запасные части к ним.
На покупку трамвайных вагонов в 1931 году Горсовет выделил 821,5 тыс. рублей. [5]
Трамваи нужно было где-то парковать и ремонтировать.
В конце 1930 года Сталинский горсовет решил построить новый гараж для трамваев. Нет никаких данных, почему выбрали именно то место, где и построили трампарк.
Территория, которую выделил горсовет, располагалась на юг от проспекта Павших коммунаров между 12-ой и 14-ой линиями. Въезд в трампарк планировали организовать по осевой 12-ой линии, а построили по осевой 13-ой линии.
Полностью план можно посмотреть на сайте «Донецкий». [6]
Сейчас территория трампарка сильно изменилась. Были «захвачены» новые территории. Построены дополнительные здания. Значительно изменилась и инфраструктура трампарка.
Неизменным осталось только одно: территория трампарка расположена между 12 и 14 линиями. И въезд в трампарк, по-прежнему, по осевой 13 линии.
Проект трампарка был разработан Проектным бюро Сталинского горсовета. [7]
Авторов проекта установить не удалось, так как на чертежах только подписи. Других документов, касающихся проекта, найти не удалось.
Для любителей статистики: гараж трамвайного парка бал рассчитан на 36 вагоно-мест. Длина гаража — 109,4 м, ширина – 17,8 м, высота – 10,25 м. В гараже 4 рельсовые линии со смотровыми ямами.
В строительстве трампарка есть один непонятный момент. На выкопировке из Генплана города Сталино за 1930 год в месте будущего строительства указаны жилые дома. Неясно: почему нужно было строить трампарк там, где живут люди? Куда переселили жителей неизвестно.
Закончить статью хочу небольшой заметкой из газеты «Социалистический Донбасс» за 1935 год.
«Научно-технический совет облкоммунхоза утвердил проект строительства в городе Сталино трамвайного городка. Намечено построить депо на 140 трамвайных вагонов, дом – общежитие на 400 рабочих, жилой дом на 45 квартир, клуб, столовую, дом главного управления трамвайного парка и проч. Первая очередь строительства будет закончена в 1936г.
Проект строительства трамвайного городка выполнен архитекторами тт. Краснянским и Пышновым». [8].
В заметке речь идет о будущем строительстве трамвайного депо на пересечении будущей улицы Университетской и будущего проспекта Богдана Хмельницкого.
Но это совсем другая история…
Литература:
- Шиманский Л. Трамвайное депо №3 // Сайт «Донецкий»
URL: http://donjetsk.com/life/2652-tramvaynoe-depo-3.html (дата создания: 30.10.2014).
- «Донецкому трамваю 70 лет» / Донецк. – Издательство «Новый мир». – 1998 г.
- Сталино за день. Утверждение проекта трамвая и водопровода. // Газета «Диктатура Труда». — №243. – 1925. – 28 октября. – С. 3.
- ГАДНР Р-279 Оп.1 Д.213 Л.248
- ГАДНР Р-279 Оп.1 Д.227 Л.139
- Ясенов Е. План трамвайного парка // Сайт «Донецкий» (дата создания: 19.04.2016).
- ГАДНР Р-131 Оп.1 Д.1011
- Трамвайный городок // Газета «Социалистический Донбасс» — №293. – 1935. – 14 декабря. – С. 3.
Владимир Мартыненко