Катакомбная культура в Приазовье

Под сильным кавказским влиянием развивалась металлообработка у населения Предкавказья и Северного Причерноморья, где в среднем бронзовом веке обитали катакомбные племена. Их памятники принято рассматривать в рамках катакомбной культурно-исторической общности, датируемой последней третью III — первой третью II тыс. до н.э. В пределах общности выделяют более десяти самостоятельных катакомбных культур. Различия между ними проявляются прежде всего в керамике, в некоторых категориях погребальных вещей, а также в специфике погребального обряда. Но есть у них и общая черта — захоронения в катакомбах, сооружениях из двух камер — ямы и боковой ниши (дромоса). Наряду с ними встречаются и иные формы погребальной практики, которые были унаследованы от предшествующего времени.

Основным источником по изучению катакомбной общности являются многочисленные курганные погребения. Ареал их на западе достигает Прута, на востоке простирается до Волги, на севере граница заходит в лесостепь, на юге охватывает все Предкавказье и Азово-Черноморскую степь. В отличие от погребений, поселения катакомбных племен крайне редки. В степной зоне это сезонные стоянки скотоводов у берегов крупных рек без следов жилых построек. В лесостепи на Среднем Дону, Северском Донце имеются стационарные поселки позднекатакомбного времени.

Северная часть Циркумпонтийской металлургической провинции в среднем бронзовом веке. Археологические культуры, памятники и очаги металлопроизводства: 1 — культура Трои II-III (очаг металлургии); 2 — памятники Центральной Анатолии (очаг металлургии); 3 — североболгарский очаг; 4 — карпато-трансильванский очаг; 5 — среднедунайский очаг; 6 — катакомбные культуры (два очага металлообработки); 7 — северокавказская культурная область (два очага металлообработки); 8 — триалетская культура (очаг металлургии); 9 — полтавкинская культура (очаг металлургии); 10— фатьяновско-балановская культура (очаг металлургии); 11 — границы ЦМП; 12— предполагаемые границы ЦМП

Центральное место в катакомбной общности занимает донецкая катакомбная культура. Ее памятники приурочены к бассейну среднего и нижнего течения Северского Донца, а также к правобережью Нижнего Дона. Большинство захоронений «впущено» здесь в курганы ямного времени. В катакомбу умершего обычно помещали в скорченном положении на правом боку лицом ко входу, посыпали красной охрой, а вход в дромос закрывали плитами, камнями, деревом или дерном. Погребенного сопровождал разнообразный инвентарь. Наиболее многочисленна керамика. Это округлобокие горшки с прямой шейкой и кубки, украшенные отпечатками шнура и гребенчатого штампа, образующими круги, сложные спирали, полукруглые фестоны, горизонтальные полосы, «елочку» и пр. Изредка встречаются курильницы — небольшие чаши с внутренней перегородкой на крестовидной ножке-подставке. Они могли использоваться для сожжения благовоний.

В могилах находят также изделия из кремня и камня: скребки, наконечники копий и стрел, навершия булав, топоры-молотки, песты, терочники. Но особенно много в них металла — орудий и украшений, которые до деталей копируют кавказские образцы (желобчатые долота, кинжалы, крюки с раскованными втулками, медальоны, подвески, бусы). Тесная связь с Кавказом подтверждается и использованием привозных мышьяковых бронз. При этом не вызывает сомнений самобытность местного очага металлообработки. Она проявляется в специфической форме донецких втульчатых топоров с укороченным клином (колонтаевский тип), в наличии серии погребений кузнецов и литейщиков (Пришиб, Краматорск и др.).

Погребальные сооружения (1) и сосуды (2-8) донецкой катакомбной культуры.

В пределах катакомбной общности функционировал еще один очаг металлообработки — манычский. Он связан с манынской (предкавказской) культурой, распространенной в Калмыкии, Ставропольском крае и части Ростовской области. Здесь известны своеобразные формы ножей, открыто и погребение литейщика (хутор Веселая Роща).

Модели хозяйства катакомбных племен определялись экосистемами степной и лесостепной зон. В степи укоренилась модель подвижного скотоводства кочевого типа, основанного на разведении крупного и мелкого рогатого скота. По сравнению с ямным временем используются не только пойменные, приречные, но и водораздельные пастбища. В лесостепи распространилась модель пастушеского, придомного скотоводства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и свиней. Часть населения перещла к оседлому образу жизни. Земледелие если и было, то имело в системе местного жизнеобеспечения подсобное значение.

Вопрос о происхождении катакомбной общности все еще остается дискуссионным. Обсуждаются автохтонная и миграционная теории ее возникновения. Наиболее обоснованной является точка зрения, согласно которой катакомбное население восходит генетически к ямному, испытавшему сильное миграционное воздействие популяций Предкавказья.

Источник: 

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...