О владельцах села Авдотьино и Александро-Невской церкви

Основателем дворянского рода Мандрыкиных является выходец из Запорожской Сечи Андрей Мандрика. Его сыновья Пантелеймон, Кирилл и Давид, приобрели земли в Новороссийской губернии, впоследствии преобразованной в ряд губерний, в том числе Полтавскую и Екатеринославскую. Давид Мандрыка с братом Кириллом купил лес возле реки Орели в 1765 году и основал деревню. У Давида Андреевича и его жены Евдокии было четверо детей: Софья (р. 1768 г.), Данила (р. 1771 г.), Ксения (р. 1772 г.), Василий (р. 1778 г.).7 Александро-Невская церковь с.Авдотьино (сегодня в составе Ленинского района города)В конце XVIII века землю с правой стороны Кальмиуса за службу получил Данила Мандрыкин и основал здесь деревню Авдотьино, названную так в честь матери. Состоял Данила Мандрыкин адьютантом при А.В.Суворове, по терминологии того времени был генеральс-адъютантом. Владения Данилы Мандрыкина вокруг Авдотьино Бахмутского уезда граничили выше по течению Кальмиуса с землями Алексея Кирилловича Рутченко, а ниже по течению Кальмиуса с землями Федоровской пустоши секунд-майора Дегая. В начале XIX века земли в Бахмутском уезде Данила Мандрыкин передал брату Василию и его дочерям Марье и Дарье.
Василий Давыдович Мандрыкин родился в местечке Царичанка Полтавской протопопии Новороссийской губернии (сегодня с.Царичанка, Днепропетровской области). Службу начал в Лифляндском егерском корпусе сержантом. В 18 лет получил офицерский чин корнета, находясь на службе в Харьковском легко-конном полку. В 1797 году переведен в Астраханский драгунский полк. Дважды отличался в сражениях у Измаила, за что пожалован орденом Святой Анны 3-й степени. В конце 1808 года произведен в майоры. В январе 1811 года Василий Давыдович переведен в Кинбурнский драгунский полк, где и прошли его последние 11 лет военной карьеры. В результате сражения против войск Наполеона возле Фер-Шампенуазе (победа в этом сражении открыла русским войскам дорогу на Париж) в марте 1814 года награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. В марте 1821 года уволен в отставку с подполковничьим мундиром.
По 7-й ревизии (1815 г.) в сельце Авдотьино числилось 45 дворов, в которых проживало 132 мужчин и 135 женщин.
22 декабря 1837 года Правительствующий Синод слушал доношение Екатеринославского епископа Анастасия о желании помещика Василия Мандрыкина построить в деревне Авдотьино церковь. Ближайшая церковь находилась на земле Рутченко в селе Григорьевка и, как отмечалось, во время весенне-осенней распутицы посещение службы сопровождалось сильными неудобствами. Синод постановил «поставить в сельце Авдотьино коштом помещика Мандрыкина каменной церкви разрешить, в соответствии с представленным чертежом». Мандрыкин был обязан за три года построить на свои средства церковь и обеспечить церковный причт землею.
В 1842 году состоялось освящение новой Александро-Невской церкви. Это было каменное здание, крытое железом, окрашенным в зеленый цвет. Длина церкви 10 саженей, ширина 6 саженей, высота до купола 26 саженей. Деревянный иконостас был высотою над царскими воротами 15 аршин, имел позолоту, положенную по белому мраморному фону. Страховая оценка иконостаса в 1910 году составила 3 000 рублей. Среди икон главной была Иверская Богоматерь. Отдельно от церкви стояла колокольня. К церковному причту относилось 120 десятин земли, только три из которых использовались для земледелия.
В 1845 году Василий Давыдович Мандрыкин умер. Земли вокруг Авдотьино унаследовали дочери – Мария Васильевна Туткевич (по мужу) и Дарья Васильевна Мандрыкина (1833-1889). Марья Васильевна в Авдотьино бывала наездами, в селе постоянно проживала ее незамужняя сестра Дарья Васильевна, которая продолжала заботиться о церкви. В 1858-1883 годах на нужды храма ею было пожертвовано 7 110 рублей серебром. При ней в селе была открыта церковно-приходская школа. В 1860-х годах в Авдотьино проживало до 600 человек.
По крестьянской реформе 1861 года (отмена крепостного права) согласно выкупному журналу, за землю, передаваемую крестьянам в селе Авдотьино, деревне Ставище и хуторе Свободный, владельцы, сестры Мандрыкины, получили ссуду 33 000 рублей, из которых 20 700 рублей полагалось Дарье Васильевне, а 12 300 рублей – Марии Васильевне. Всего в трех населенных пунктах числилось 220 ревизских душ.
Когда прокладывали железную дорогу на Мариуполь – часть трассы прошла по землям Мандрыкиных. Поэтому и железнодорожную станцию назвали Мандрыкино. Умерла Дарья Васильевна 6 мая 1889 года. Учитывая общественное положение умершей, на похороны съехалось духовенство окрестных приходов и помещики окрестных волостей. Похоронена она была в склепе церкви. В 1922 году из церкви были изъяты серебряные изделия, а в 1930 году церковь и вовсе взорвали.
После смерти Дарьи Васильевны родовые земли перешли к детям и внукам сестры – Марии Васильевны, в замужестве Туткевич. В 1896 году имением Авдотьино владела княжна Ольга Анатольевна Долгорукова, внучка Марии Васильевны, дочь Марии Яковлевны (в девичестве Туткевич) и князя Анатолия Михайловича Долгорукова. В имении было 2 домостроения, в которых проживало 16 мужчин и 13 женщин. Граничило имение с селом Авдотьино, располагавшемся на крестьянской общественной земле и насчитывавшем 175 дворов. Село являлось центром Авдотьинской волости. По списку землевладельцев (около 1905 года) Ольга Анатольевна Долгорукова владела 162 десятинами земли, ее мать, Мария Яковлевна, 173 десятинами.
По авдотьинской Александро-Невской церкви в «Справочной книге Екатеринославской епархии за 1913 год» имеются следующие сведения: Церковь каменная, устроена в 1842 году. Особо чтимая святыня: Икона Иверской Божьей матери. Архиерейская ревизия была в 1913г. Церковь вблизи усадьбы священника. Прихожан: 998 мужского пола, 943 женского пола; крещено 200; зарегистрирован брак – 20; погребено – 100. На территории прихода проживает 10 еврейских семей и 3 католических семьи. Церковной земли 117 десятин, в 5-ти верстах, приносящей доход 1170 руб. Капитал церкви 7072 руб. 9 коп., капитал причта 2214руб 97 коп., кружечный доход 700 руб.70коп. Квартира для священника в удовлетворительном состоянии, псаломщик получает квартирное пособие. Есть земская церковно-приходская школа. В селе казенный винный склад.
Священник Евдоким Михайлович Пальчевский, 27 лет, окончил духовную семинарию по 1-му разряду, псаломщиком с 1908г., священником с 1909г. Жена с 1-м малолетним ребенком. Казенного жалования 96руб.
Псаломщик Иоан Иоанович Болдинов, 47 лет, 3 класса духовного училища, псаломщиком с 1894г. Служит здесь с 1909г. Женат, 8 детей – 2 пристроены, 2 при отце, 4 учатся. Казенного жалования 36руб.
Церковный староста с 1911г. крестьянин Василий Михайлов. Продажа свечей — 28 пудов. Проживала при церкви вдова священника М. Богданович. Священник Богданович до своей кончины был настоятелем Александро-Невской церкви.
Всплеск интереса к истории и возрождение духовности стали исходной точкой по возрождению авдотьинского храма. В начале двухтысячных при обследовании фундамента разрушенной церкви был обнаружен склеп с останками трех людей.останки из склепа церквиКости для исследования передали специалистам кафедры патанатомии и судебной экспертизы Донецкого медуниверситета. Краеведам удалось ознакомиться с выводами ученых:
1. Представленные на исследование останки принадлежат мужчине европеоидной расы, костный возраст которого составляет 60-70 лет, а рост 164-171см. При исследовании костной пыли и ткани от черепа выявлен антиген В.
2. Останки принадлежат мужчине, костный возраст которого составляет 50-60 лет, а рост порядка 179 см. Остальное описание аналогично представленному выше.
3. Представленные на исследование останки принадлежат женщине европеоидной расы, костный возраст которой составляет 25-35 лет, а рост 153-160см. При исследовании костной пыли и ткани от черепа выявлен антиген А.
Судить о причине наступления смерти даже в предположительной форме не представляется возможным в связи с полным скелетированием трупа и отсутствием каких-либо повреждений на костях скелета. Также невозможно достоверно судить и о времени наступления смерти. По поводу мужских останков можно предположить, что одни из них принадлежали Василию Мандрыкину, другие мужу его дочери – Марии Васильевны. По поводу останков молодой женщины – можно только гадать. Непонятно, почему не были обнаружены останки Дарьи Васильевны Мандрыкиной, умершей в 56 лет и захороненной в этом же склепе. Хотя, может быть специалисты могли ошибиться с возрастом женского скелета. Одни догадки получаются…потомки Мандрыкиных осматривают стройку церкви

Потомки Мандрыкиных осматривают строительство церкви.

В.Степкин, член ДГО

PS. Приблизительно в 2005-2006 гг. на средства мецената стали возрождать добрые христианские традиции и начали строительство новой Александро-Невской церкви в Авдотьино, в том месте, где дорога из Донецка на Новоазовск резко поворачивает вправо и вдоль мемориального сквера погибшим в ВОВ устремляется мимо холма, на котором стояла взорванная нехристями старая церковь, в южном направлении. Успели до войны только заложить фундамент и частично возвести стены да поставить деревянную часовню, материал для которой был доставлен с Карпат.

Еще об этом храме http://sohrani.narod.ru/

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...