В городе угля и металла

Нашему любимому городу в этом году исполнится 150 лет. В разные годы о Юзовке – Сталино – Донецке в разных периодических изданиях было опубликовано много различных статей. Читая эти статьи, пытаешься представить каким был город в то время. На суд читателей предлагаю небольшую статью Д. Назарова, опубликованную в еженедельном иллюстрированном журнале «Всесвіт» в 1929 году. Статья называется «В городе угля и металла» [1]. Статья была опубликована на украинском языке. Сейчас читателям статья предлагается после непрофессионального перевода с украинского. В текст статьи добавлены небольшие комментарии автора этих строк.«В огромной котловине, частично на возвышенности, широким локоном тысяч новых строений раскинулся город Сталино, когда-то Юзовка. В 1917 году это был обыкновенный провинциальный город с 35000 населения. 10 славных революционных лет изменили Сталино: сейчас – это большой индустриальный центр с населением до 200000 чел.

Кто не был в Сталино хотя бы последние два года, тот не узнает его сразу. Огромный размах строительства, десятки законченных трех- и четырехэтажных великанов, целое ожерелье рабочих колоний, что со всех сторон окружили город, удивляют сегодня того, кто приезжает в Сталино.

Первое, что бросается вам в глаза, когда вы сошли с поезда в Сталино, – это в 20 шагах от вокзала городской трамвай, который связал город с вокзалом на расстоянии 9-ти километров. За 25 коп. покупаете билет, делаете несколько остановок и за пол часа очень быстрой езды вы в новой столице Донбасса – «Задымленном Сталино».

Сотни заводских и шахтных дымовых труб, большие черные клубы дыма, что тучами застилают небо, заводские гудки то тут, то там – все это еще издали убеждает вас, что вы подъезжаете к большому центру.

Почти со всех сторон город оплетен железнодорожными ветками. Раз за разом путями, которые пересекают город, бегут груженые рельсами, камнем, рудой и железом сотни вагонов.

При ст. Бальфуровка переоборудуется весь узел, закладываются новые депо, новые мастерские, строятся новые пути и прочее. После окончания работ Бальфуровка будет пропускать более 1,5 миллиона тонн грузов за год.

Бальфуровские работы обойдутся более 1,5 миллиона рублей.

Все это должно обслуживать транспорт сталинского великана – металлургического завода, который раскинулся здесь за городом.

Застроили пустыри. Переулки стали улицами. Вот величественное новое кино (1), а вот заканчивают строить четырехэтажную школу (2), там поднимается в небо радиомачтой трехэтажный рабочий клуб, рассчитанный на 2 тыс. человек (3), а вот новая баня (4)». [1]

NB.

1 – Очевидно, речь идет о кинотеатре «Комсомолец», который построили в 1928г;

2 – Очевидно речь идет о СШ №1.

3 – Очевидно, речь идет о клубе им Энгельса. В 1925г. на крыше клуба члены «Общества друзей радио» установили радиомачту.

4 – Очевидно, речь идет о бане, которая была на углу улиц Кобозева и 25-летия РККА.

«Сталино – город, который должен обслуживать тяжелую индустрию нашей страны. Сталино кипит бурной жизнью, расширяется, крепнет. В центре города на прежней первой линии, а ныне ул. Артема, реет афиша кино: «Этими днями демонстрируется знаменитая картина «Последний извозчик Берлина». Это название чудесно гармонирует с настоящими сталинскими буднями: в Сталино доживают свои дни «последние извозчики Сталино». Злой взгляд бросает извозчик на трамвай и до крови кусает губы, хватит подбрасывать стекло битых бутылок, хватит подставлять гвозди, чтобы проколоть шины автобуса, как извозчики любили делать, чтобы насолить своему механическому конкуренту. Трамвай этого не боится.

Извозчики в Сталино отмирают, им на смену идут машины. Сердце Сталино, его пульс – это металлургический завод с десятками огромных цехов, 22 собственными шахтами, 5 домнами и сотнями вспомогательных предприятий, это один из крупнейших комбинатов в нашей металлургической промышленности.Чтобы представить себе работу сталинского великана, достаточно привести цифры, которые ярко говорят об этом, хотя бы за последние одиннадцать месяцев – с 1 октября 1927 года по 1 сентября 1928 года.

Общий оборот Сталинского комбината равен 509250 тыс. руб. За 27-28 операционный год завод выплавил 308795 тонн чугунной стали и 205135 тон вальцованного железа, рельсы, сортовое и листовое железо и различные заготовки.

Завод продал за год на сторону различной продукции на 47374 тыс. руб. и на 1 сентября 1928 года дал 1400 тыс. руб. чистой прибыли.

Строительная лихорадка охватила все соседние шахты: Смолянку, Кутиловку (возможно, это опечатка и нужно читать «Путиловку» — автор), Ветку, Рыковку, Никополь-Мариупольскую и другие.

Строительство осуществляется кольцом в 11 километровом масштабе. Построены сотни электрифицированных рабочих домов, выросли целые колонии с тысячами заселенных квартир.

На работах Сталинского комбината на всех его предприятиях работает 35 тыс. человек. На самом только Сталинском заводе 19900 рабочих и 1500 служащих.

На развитие завода ориентировочно запланировано потратить 62 мил. руб. Главная магистраль – ось завода, это доменный цех: пар, серая пыль руды, грохот 150 пудовых вагонеток с рудой, которые поднимают канатом и загружают домны, тяжелые словно стон ветра воздуходувных машин, вот где красота доменного цеха.

Когда печь загружена, в нее с «Каупферов» пускают раскаленный газ – метан. Температура в печи во время плавки до 1800 ºС, и если посмотреть на синее стекло в маленьком контрольном окошке вдувала, видно, как огненная стихия, беспощадно отрывая руду кусок за куском, превращает ее в чугунную жидкость, видно, как готовый уже чугун красными змейками стекает вниз по стенам домны. В рельсовом цехе тоже кипит напряженная опасная работа. Быстро перемещаются тут от вальцов к вальцам огромные раскаленные болванки, где их обжимают, превращая в длинные огненные полосы, которые раз за разом угрожают зацепить того, кто подойдет к ним очень близко. Остерегайся…Оформленные, почти готовые рельсы ожидает так называемая гильотина, где рельсы обрезают на нужную длину. Когда обрезается рельс, тысячи ярких искр фантастическими звездами разлетаются далеко в стороны. Это чудесное зрелище, но искры эти небезопасны и рабочие во время резания одевают специальные защитные маски.

Змеи рельс вдоль и поперек перерезают весь завод. Тянутся линии, катятся вагоны, стонут ветродувы, гремят домны, пронзительно свистят, аж жутко, десятки заводских кукушек (небольшие маневровые паровозы – автор), что так и снуют туда и сюда.

А ночью весь город в зареве пожара, что стоит над заводом. В 10 часов вечера протяжно гудит гудок, оповещая смену. И на завод, туда, где стонут домны, где звенят рельсо-вальцовки, в темную глубину шахт потянулись тысячи рабочих Сталино.

Вот такой вот город угля и металла, советский Рур – Сталино». [1].

 

Материал подготовил Владимир Мартыненко

 

Литература.

  1. Назаров Д. В городе угля и металла // Еженедельный иллюстрированный журнал «Всесвіт». – 1929. — №10. – 10 марта.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...