Юбилей градообразующего суслика

Публикация донецкого краеведа, геральдиста Владимира Мартыненко:

Нужен ли Донецку памятник суслику?

 Автор этих строк обратился к дончанам и гостям нашего города, отдыхающим на бульваре Пушкина, с несколько необычным вопросом. Вопрос звучал так: «Нужен ли Донецку памятник суслику?». Блиц опрос дал несколько неожиданный, но вполне прогнозируемый результат.

суслик

Усреднено ответы распределились следующим образом:

— 30% — «Зачем нам нужны всякие памятники! В городе и так они на каждом углу.»

— 30% — «Наверно нужен. Ведь у других городов есть памятники животным. Почему бы в Донецке и не установить памятник суслику?»

— 30% — «А что с сусликом какая-то история связана?»

— 10% затруднились ответить.

И только пять человек категорически заявили: «Конечно нужен! Ведь это же история нашего города!»

И они совершенно правы! Эта действительно история нашего города. И событие, связанное с сусликом, произошло ровно 150 лет назад…

В «Сборнике статистических сведений по Екатеринославской губернии  «Бахмутский уезд», составленном Статистическим отделом Екатеринославской губернской земской управы в 1886 году, рассказана история о том, почему Джон Юз выбрал именно то место, где был построен наш город. Далее привожу текст статьи «Завод Юза» из этого сборника в некотором сокращении.

«Завод Юза. Под этим именем известен завод «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства. Завод этот, находящийся в местечке Юзово, Александровской волости, возник на следующих основаниях. Общество, фирма которого нами выписана, образовалось в Лондоне в 1869 г. из английских и русских учредителей с капиталом в 300 тысяч фунтов стерлингов, причем главным директором – распорядителем и устроителем всего производства назначен был тогда же великобританский подданный Джон Юз, бывший техник Мальвольского завода в Лондоне.

На основании Высочайшего утвержденного договора по образованию этого Общества, русское правительство уступало Обществу, безвозмездно, потребные для копей отводы из пустопорожних казенных земель с каменноугольными залежами по близости или на самой линии Азовской железной дороги; даровало ему концессию на Константиновскую железную дорогу в 85 верст, которая должна была пройти через предполагаемый к постройке завод. Даровало ему, в виде субсидии в продолжение 10 лет, премию в 50 копеек с каждого пуда рельсов, выделанных на заводе и принятых управлениями железных дорог. Таким образом Общество в течении 10 лет должно было получить за выделанные и сданные 3 миллиона пудов рельсов одной премии полтора миллиона рублей, а в каждый год по 150 тысяч рублей. Обязательный срок открытия действий завода был назначен 24 апреля 1871 г.

Для выделки рельсов Юз обязался устроить доменный завод, способный давать из местных материалов до 100 тонн чугуна в неделю и при заводе рудник, из которого могла бы производиться ежедневная добыча 2 тысяч тонн каменного угля, на случай, если бы правительство заявило в том надобность. С этой целью Юз доставил из Англии в Таганрог, а оттуда на воловых подводах к месту грузные материалы и приборы, выписал из Англии же мастеров и мастеровых и занялся составлением артелей из русских рабочих.»

2_img019

Так выглядел завод НРО в 1911 году. Фото — В. Мартыненко

Железную руду в Донбассе нашла в районе селения Каракуба Старобешевского района. Поэтому планировали первоначально построить завод возле Еленовки.

«Между тем, пока шли эти подготовительные работы, оказалось, что местность, проектированная под доменный и рельсовый завод, не заключает в себе всех технических условий (в районе Еленовки нет достаточного количества воды для завода – автор). Необходимо было поискать другой, более пригодный пункт для закладки завода, с благонадежными залежами угля и руды, достаточным количеством воды. Таким подходящим местом признана Александровская степь, на которой осенью 1870 года и было начата постановка доменной печи.

Что же такое Александровская степь? Еще в 1837 году профессор парижской горной школы Ле-Пле упоминает о месторождении села Александровского, Бахмутского уезда, как об одном из самых замечательных относительно мощности и чистоты каменноугольных слоев. В то время разработку здесь каменного угля производили местные крестьяне в шахтах глубиной не свыше 10,5 саженей.»

Глубина такой шахты до 20 метров. В современном понимании это «копанки».

1

Малый отвал такой шахты в Донецке на Александровке в районе Партизанского проспекта. Фото — собственность ДГО

Вернемся опять к «Сборнику статистических сведений». Только сначала небольшая ремарка. Село Александровка, о котором будет упомянуто далее, находилось в 7 верстах севернее от Юзовки. Это район Партизанского проспекта в Киевском районе.

«В 1842 г. все подземные богатства села Александровки взяты были в 30-летнее арендное содержание бывшим наместником князем Воронцовым, устроившим для эксплуатации их капитальный рудник и по истечении 7 лет передавший аренду вместе с устроенными шахтами армянину Христофору Иванову. Вскоре после того земля с. Александровки, в количестве 16 тысяч десятин, перешла покупкою к князю П.И. Ливен, у которого недра имения и взяты в аренду «Новороссийским обществом».

Местные старожилы рассказали нам (авторам «Сборника» — автор), что в 1856 году на месте нынешнего кирпичного завода Юза стоял Ливенский овечий хутор из двух хат и овчарни; кругом же, на сколько хватал глаз, была голая степь.»

картас

Приблизительное место положения Овечьего хутора. Именно здесь в 1889 году размещался кирпичный завод.

Стоит обратить внимание на факт, о котором упомянуто выше. В международной практике возраст населенного пункта считают от первого упоминания в письменном документе об оседлом проживании людей на данном месте. Получается, что первое упоминание об оседлом проживании в районе Юзовки относится к 1856 году. И, следовательно, нашему городу не 147, как признано официально, а 160 лет!

И вновь возвращаемся к «Сборнику».

«Мимо хутора пролегала дорога из села Александровки в деревню Григорьевку. В 1866 году крестьянин села Семеновки Тихон Дворниченко, проезжая мимо хутора Овечьего, заметил около сусликовой норы измельченный каменный уголь, выкопанный овражком на поверхность, и сообщил от этом ливенскому управляющему Сидорову, который и устроил на этом месте первую, кроме Ивановской, довольно значительную по тогдашнему времени шахту, около строящейся ныне в Юзовке церкви (место возле кинотеатра «Комсомолец — автор). Шахта эта на арендном праве поступила к Иванову, в распоряжении которого, ко времени истечения контрактного срока, т.е. к 1872 году находилось 8 действовавших шахт. Шахты были не глубокие и действовали конным воротом; следы некоторых из них видны и теперь по дороге из Юзово в Александровку. Вот эту-то Александровскую степь и выбрал Юз для постройки завода. Целый год он исследовал ее прежде, чем решился остановиться здесь. Доменная печь, поставленная на правом берегу р. Кальмиус, в юго-восточном углу ливенской дачи, напротив (севернее) деревни Екатериновка. Неподалеку от доменной печи тогда же выстроен сарай для вальцовки рельсов. Жилые постройки возведены были на скорую руку: англичане привезли уже готовые деревянные срубы и ставили их на место. Вскоре после всего этого приступили было к проведению 13-ти верстной железной ветки для соединения завода с Александровской (ныне Юзовская) станцией Константиновской линии.»

хата

Приблизительно так могли выглядеть поселения на Овечьем хуторе. Фото из «Анонимного английского альбома».

Для выплавки чугуна угля необходимо приблизительно в три раза больше, чем руды. Юз посчитал, что дешевле привозить руду к угольной шахте, чем уголь на рудник железной руды. Поэтому он и выбрал место, где есть и уголь и вода. В месте постройки завода две реки — Кальмиус и Скоморошина. Скоморошину сейчас называют Бахмуткой.

Суммируя все вышесказанное, подведем итог: если бы суслик не вырыл норку над пластом угля…, если бы Тихон Дворниченко не ехал мимо хутора Овечьего…, если бы он не заметил уголь и не сказал об этом ливенскому управляющему Сидоров…, если бы Сидоров не устроил в этом месте шахту…, если бы Юз не искал место для строительства завода… — нашего города не было бы!

Конечно, Юз мог построить свой завод и в другом месте. Но это был бы другой завод и другой город!

Вот и получается: не было бы суслика – не было бы и нашего города.

Поэтому в этом году мы отмечаем 150 лет «основателю» нашего города – суслику. Выяснить фамилию суслика краеведам пока не удалось.

 

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...