Детская железная дорога в Сталино

После того как город Сталино стал областным центром, в нем начали планировать реализацию многих грандиозных проектов. Однако многие из них осуществить помешала начавшаяся в 1941 году война. К примеру, создавать Административную (Центральную) площадь или полноценный Университетский городок начали только в 50-60-е годы прошлого века. Но были и задумки, которые успели все-таки реализовать в предвоенное время. Осуществили проект строительства детской железной дороги в столице Донбасса.

По просьбе учеников школы №3
Первое упоминание о необходимости строительства детской железной дороги в городе Сталино появилось в областной и городской печати в первых числах января 1936 года. Как было заведено в Советском Союзе, любая инициатива должна была быть «по многочисленным просьбам трудящихся». Тогда этому аспекту власть придавала очень большое пропагандистское значение, т. е. все что делалось в СССР, было желанием народа. Строительство детской железной дороги в нашем городе не стало исключением.

Раз она должна была быть детской, то и просьба о ее создании исходила от детей. Поэтому не удивительно, что в номере от 31 января 1936 года городской газеты «Сталинский рабочий» появилась сначала такая маленькая заметка: «Детская железная дорога. Отряд им. Тельмана (школа №3) обратился с предложением в обком и горком партии о постройке в Сталино в парке культуры и отдыха детской железной дороги…» В газете сообщалось, что школьники даже готовы уже предоставить специалистам техническую документацию (!!!) на эту стройку и указывалась предполагаемая длина ДЖД в 1200 м и срок ее окончания строительства — к 1.05.1936 года.

Заметка из газеты «Соц. Донбасс» №56 за 9 марта 1936 г.

Как строили детскую железную дорогу в Сталино
С помощью все того же «Сталинского рабочего», чудом сохранившаяся часть подшивки которого ныне хранится в Государственном архиве Донецкой области, мы сегодня можем узнать некоторые подробности строительства этого объекта и как проходил торжественный пуск детской железной дороги в столице Донбасса. В номере вышеуказанной газеты за 17 ноября 1936 года этому событию посвящена целая полоса под названием «Первая детская электрическая». Мы расскажем ее основное содержание. Итак…

Сначала, как по официальной версии, пришла сама идея создания детской железной дороги. «Однажды зародившись эта мысль безраздельно овладела пионерским отрядом им. Тельмана школы №3 (она располагалась тогда по 10-й линии, д. 75 — ныне это улица Федора Зайцева). Шли слухи о Тбилисской (Тифлисской) и Днепропетровской дорогах и желание построить свою становилось все навязчивее. Весть об этой идее разошлась по всем школам города. За горячими сторонниками дело не стало…» — читаем мы в статье В. Юрьева «История трассы».

Дальше автор указывает, что поддержали эту идею ученики школы №1 (бывшей старой юзовской гимназии Софьи Ромм), также из отряда, носящего имя лидера немецких коммунистов Эрнста Тельмана. Мы узнаем, что еще осенью 1935 года энтузиастов будущего строительства — учеников 9 класса школы №3 Виктора Искру и Феню Герценову (Фаина Евсеевна Герценова впоследствии в 1960-80-е годы руководила во Дворце пионеров кружком «Художественное слово». Среди заметных ее учеников — звезда российских сериалов Олег Штефанко) — можно было видеть за необычным занятием: в свободное от учебы время они бродили по детскому скверу и скверу Павших коммунаров в поисках трассы.

«Даже и это оказалось делом сложным. В поисках прошла вся зима. В скверах было тесно. Оба эти варианта отпали сами собой. Третий вариант возник уже в марте этого года, когда отдел пионеров горкома комсомола поручил вопросы дороги руководителю технической станции товарищу В. Шкуту. Смелая интересная мысль нашла вскоре широкую поддержку. Памятно совещание в парткомитете трампарка совместно с ребятами, на котором присутствовал и начальник треста трамвая тов. Роттер. С геодезистом, которого здесь выделили, изыскания пошли увереннее.
Третий вариант предусматривал постройку дороги вокруг ставка парка культуры и отдыха. Но и он был потом забракован. Шло время, а строительство все не начиналось…» — рассказывает газетная заметка из 1936 года о сложностях в постройке детской железной дороги. Ну, куда же в те времена было деться от «направляющей руки и руководящей роли» коммунистической партии!

Поэтому дальше автор статьи пишет о значении партийцев в создании одной из гордости довоенного города Сталино. Активисты будущей стройки пошли с челобитной куда надо — в городской партийный комитет. «Секретарь горпарткома тов. Коваль внимательно выслушал их соображения, дал несколько советов. А 4 мая горпартком уже создал комитет содействия строительству детской дороги под председательством пред. горсовета тов. Белоконова», — таков был текст строго обязательного абзаца, опубликованного в печатном органе горкома партии.

«Дорогу решили строить в конце концов за парком культуры и отдыха. Стояли жаркие июльские дни. Северную сторону парка опоясывала никем не тронутая гряда пригорков. Вот по ней-то от террикона шахты №4 «Ливенка» в сторону второго ставка и должна была протянуться трасса. В лексикон юных энтузиастов как-то уж слишком стремительно вошли серьезные и хлопотливые слова: нивелировка, земляные работы (их было 5 тыс. кубометров!), шпалы, рельсы, мосты, вагоны, балласт и тысячи других. Все это, собственно, укладывалось в одно слово — средства!» — отмечал автор статьи Юрьев. Как видим, болезненный сегодня вопрос нахождения денег на строительство был очень острым и в середине 30-х годов прошлого столетия.

«Что если бы не комитет? Что если бы не помощь организаций? Ясно, дороги бы не было. Впрочем, у ребят было одно, но убедительное право — право счастливой детворы страны, которая не жалеет на них никаких средств. Средства выделил горсовет, облпрофсовет и др. Завод им. Сталина взялся построить вокзал, трампарк — вагон, завод «Стальмост» — настоящий железнодорожный мост. Сталинская дорога дала рельсы, шпалы, балласт, костыли, стрелочные переводы», — сообщается в газете, как решили проблему средств.

Дальше можно узнать, каким образом шло непосредственно создание детской железной дороги. «Как только грабари справлялись с насыпью, она быстро превращалась в отрезок готового полотна. У ребят, которых дорога привлекала уже целыми сотнями, была хлопотливая забота — оказывать посильную помощь, а главное — торопить строителей. Те порой посмеивались, но нажимали на работу изрядно, на совесть. Главный инженер строительства М.М. Мешков как бы молчаливо заключил союз с юными энтузиастами. Один раз он даже ночевал на стройке — при установке моста. С ним неразлучно был и тов. Шкут… Товарищ Макаров, начальник службы станции Сталино, дорожный мастер Синяченко и многие другие, с отеческой заботливостью помогавшие детям осуществить их заветную мечту, консультировали ребят, снабжали необходимой литературой, давали инструменты, доставали фонари, флажки и т. д. и т. п.

На полотне кипела горячая работа. А попутно ковались и кадры юных работников движения, связи, пути, тяги, внешней охраны. Целая армия в 450 человек готова сейчас к пуску долгожданной дороги», — отмечалось в этой газетной статье. Завершалась она, как обычно в те времена, восхвалением Вождя народов — «днем торжества счастливой детворы города… окруженной неустанной заботливостью всей страны, Вождя народов товарища Сталина».

Одна из лучших в Советском Союзе
В течение всего срока строительства в прессе постоянно информировали жителей Сталино о ходе работ. Так, накануне открытия сообщилось, что у «вокзала асфальтируют перрон и закругление». Трамвайный парк провел последнюю обкатку вагона, и 3 ноября его доставили на пути детской железной дороги. При этом отмечалось, что практически к дню открытия еще не было закончено оборудование специально построенной для этого объекта электроподстанции, поэтому первое время детская ж/д получала энергию с городской трамвайной линии». Из газеты «Сталинский рабочий» мы сегодня узнаем, что работники трамвайного парка города для детской железной дороги практически полностью восстановили старый вагон системы «Нюренберг». Для этого, с трудом, но отыскали и дубовый лес, гвозди, шурупы, арматуру, зеркала. «Вся механическая часть, воздушная тормозная система, электрооборудование, кузов, 36 мягких кресел — все сделано так, чтобы облегчить вождение поезда и создать максимальные удобства маленьким счастливым пассажирам», — отмечалось тогда на газетной странице.

К концу того года пуск этой дороги уже имел политическое значение и был на контроле союзных властей. Так, известно, что за день до открытия Малой Кировской дороги зам. наркома тяжелой промышленности СССР Моисей Рухимович дал секретное распоряжение о «занарядить с поставкой в декабре для Донецкого обкома КП(б)У для детского трамвая в Сталино 2 000 кг троллей за счет уменьшения поставок Главэнергопрому» (ГАДО, Ф-П326,оп.1, д.739, лл.51,2).

Фрагмент заметки из газеты «Соц. Донбасс» №264 от 17 ноября 1936 г «Детская электрическая железная дорога».

Также мы теперь знаем, что в 1936 году в службе пути новой дороги было 100 ребят, а ее начальником — ученица 9 класса школы №2 Люда Харитонова. К открытию детской железной дороги в Сталино, получившей имя Сергея Кирова, было подготовлено 40 водителей вагона, дежурные начальники станций, связисты — все необходимые в железнодорожном деле специалисты.

Этот объект стал одним из лучших среди подобных тогда в Советском Союзе.
На вокзале станции «Счастливая юность» (непосредственно перед открытием ее название изменили на «Счастливое детство») находились кабинеты дежурного по станции, диспетчера и начальника. Также там были зал ожидания, касса и буфет. Возле него было создано поворотное кольцо (его назвали потом «пост Октябренок»). Здесь сделали две асфальтовые дорожки, которые оградили штакетником и зелеными насаждениями. Вообще, на протяжении всей протяженности детской железной дороги высадили много кустарников.

1451944076_111

«Почти на полтора километра протянулась колея детской железной дороги. На всем ее протяжении поезд остановится на разъездах один, а то и два раза. На разъезде сядут одни и выйдут другие пассажиры, и состав последует дальше к железнодорожному мосту. Он лег красным массивным пролетом через сток воды из второго пруда. Стальной, надежный мост! И паровоз «ФД» выдержит!» — ручаются его строители. И как расписка выглядит надпись на одной из ее форм: «Подарок коллектива рабочих и ИТР Сталинского завода «Стальмост» детям города Сталино для детской ж/д. 1936 г.».

Газета «Социалистический Донбасс» №264 от 17 ноября 1936 г.

Недалеко за мостом и остановка, отсюда начинается обратный рейс», — напечатано в «Сталинском рабочем» накануне открытия дороги. Тогда же сообщили и о планах дальнейшего развития малой ж/д: «В будущем году дорога удлинится. Ее продолжат в сторону Дворца пионеров (нынешнее здание ЦБНТИ по ул. Артема, 60) или… Да, есть и другой проект — обвести ее вокруг второго ставка. По ней будут ходить три вагона, перевозя за день до 1000 пассажиров…» Как известно из довоенных справочников, был выбран второй вариант.

Первый вагон юные водители в первый раз провели по трассе дороги 24 ноября 1936 года. «Ничто не могло помешать открытию детской дороги. Даже погода, которая так некстати подвела юных железнодорожников… Трогается первый поезд. Его ведут ученица 8 класса первой школы Муся Эпштейн, помощник машиниста Шура Харитонов, проводник Яша Отерин. Дежурная по станции Феня Герценова взмахнула желтым флажком. Вагон медленно тронулся и разорвал красную ленточку. Дорога открыта!» — отмечалось в газетном репортаже о первом дне работы детской ж/д.

Фото из газеты «Соц. Донбасс» №105 за 10 мая 1937 г.

Однако Великую Отечественную войну Малая Кировская железная дорога в городе Сталино не пережила. Подробности ее исчезновения пока неизвестны. Однако уже в начале 50-х годов прошлого столетия городская власть предлагала вновь построить такую малую железную дорогу. Однако тогда надо было решать более актуальные вопросы, и не было таких энтузиастов, как при строительстве довоенной дороги. Все изменилось, когда Донецкой железной дорогой стал руководить Виктор Приклонский. Благодаря именно его инициативе была построена и 19 мая 1972 года в районе Поляны сказок поблизости парка им. Ленинского комсомола в Донецке была торжественно открыта новая детская железная дорога. Ее длина сейчас составляет 2,1 км и в нее входят две станции — Пионерская и Шахтерская. Эта дорога сегодня успешно работает на радость маленьким пассажирам.

Автор: член ДГО Анатолий Жаров

По материалам партнерского сайта http://infodon.org.ua/ с дополнениями от В. Мартыненко.

Исходя из описания Анатолия Жарова и после продуктивной дискуссии на сайте ДГО ФБ-версии размещаю схему ДЖД, детская железка пролегала так:новая

PS. История от читателя Антона Синявского:

«…с вашего позволения дополню красивой историей (со слов машиниста тепловоза донецкой ДЖД):

На одном из тепловозов (ТУ2-023 или ТУ2-038), эксплуатирующихся на мДЖД, установлен силовой агрегат танка Т-34. А точнее, именно той 34-ки, которая была на постаменте Гринкевичу Ф.А., а потом стояла у краеведческого музея, а сейчас — возле монумента в парке ЛК».

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...