Донбасс — русская история, русские люди

Что связывает два больших города: Санкт-Петербург и Донецк? Прежде всего общая история и, конечно же, люди, творившие эту историю. Больше того, имперская столица России и Донбасс были всегда связаны прочными узами взаимовыгодного сотрудничества, которое обеспечивалось активными жителями страны. Кто они эти люди, благодаря которым мы сегодня имеем многое из того, что у нас есть?

ЕВДОКИМ СТЕПАНОВИЧ ШИДЛОВСКИЙ

После завершения очередного этапа Русско-Турецких войн, в последней четверти ХVIII века исчезла угроза вторжения в Донецкие степи крымских татар. Царское правительство было заинтересовано в скорейшей колонизации этих земель и начало их раздачу в качестве ранговых дач служилому дворянству. Евдоким Степанович Шидловский отличился в 1770 году при взятии города Белозер, служил под командованием генерал-фельдмаршала графа Петра Александровича Румянцева и получил в качестве поощрения за военную службу земельный надел в Бахмутском уезде Екатеринославского наместничества. На своих землях в 1779 году основал село Александровка, ставшую центром волости, построил первый храм Александра Свирского на территории современного Донецка. Земли Шидловского были проданы князю Ливену, часть этих земель приобрел Джон Юз и заложил металлургический завод и поселок при нем – часть будущего Донецка. Похоронен Евдоким Степанович на Лазаревском кладбище в Александро-Невской Лавре.

ДАНИЛА ДАВЫДОВИЧ МАНДРЫКИН

В конце XVIII века землю с правой стороны реки Кальмиус за службу получил Данила Мандрыкин и основал здесь деревню Авдотьино, названную так в честь матери. Состоял Данила Мандрыкин адъютантом при А.В. Суворове, по терминологии того времени был генеральс-адъютантом. Дважды отличался в сражениях у Измаила, за что пожалован орденом Святой Анны 3-й степени. В ходе сражения против войск Наполеона у Фер-Шампенуаза (победа в этом сражении открыла русским войскам дорогу на Париж) в марте 1814 года награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. Сегодня Авдотьино входит в Ленинский район Донецка.

КАЗАЧЬЯ ДИНАСТИЯ ИЛОВАЙСКИХ

РОЛЬ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА В ОСВОЕНИИ ЗЕМЕЛЬ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПРИАЗОВЬЯ

ВЫДАЮЩИЕСЯ ИЛОВАЙСКИЕ

Дмитрий Иванович Иловайский

Казачья династия Иловайских насчитывает 12 героев.

Генерал-от-кавалерии Дмитрий Иванович Иловайский, участник войны с Пруссией и Турцией. За штурм Измаила получил именную золотую медаль и 30 червонцев. В заграничную кампанию 1806 года против французов командовал 3 казачьими полками в составе группы войск князя Багратиона. Во время Отечественной войны 1812 года воевал под командой атамана Платова. Неоднократно отличился под Смоленском, Витебском, Звенигородом. Является основателем целого ряда поселков на землях Войска Донского – Дмитровка, Зуевка, Троицко-Харцызск. В честь деда Мокея назвал поселок — нынешний город Макеевка.

Василий Дмитриевич Иловайский

Считается, что поселение на реке Миус появилось в XVIII столетии, и основано оно было беглыми крестьянами, находившими приют у края земель русских. После того, как Екатерина Вторая начала заселение Северного Приазовья и передала эти ничейные на тот момент земли донским казакам, здесь поселился Василий Иловайский, сын наказного атамана, генерала от кавалерии Дмитрия Ивановича Иловайского. Он – один из 12 героев династии Иловайских, является участником войн с французами, турками и персами, кавалером множества наград за проявленную храбрость и военные умения. После Бородинского сражения Иловайский отличился при освобождении сожженной наполеоновскими захватчиками Москвы. Его отряд первым ворвался в город и освобождал Кремль от застигнутых врасплох французов. Владел селом Грабово Екатеринославской губернии (ныне территория ДНР). Ушел в отставку по состоянию здоровья в 1840 году, прожил еще 20 лет в своем имении на Дону, и после кончины был похоронен в Москве в Донском монастыре.

Иловайский Иван Григорьевич

Донские казаки играли важную роль в организации горного дела в Донбассе, строительству шахт на Землях Войска Донского. Современная Макеевка на левом берегу Кальмиуса была уже на донской земле. Во второй половине ХIХ века на территории Макеевки началась промышленная, как тогда называемая «правильная», разработка угля. В 1865-77 гг. Иван Григорьевич Иловайский построил несколько мелких шахт. Разработка шла на нескольких участках с названиями Амур, Сергей, Иван, Мария, София. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве демонстрировалась Макеевская копь Иловайского. Макеевский уголь пользовался большим спросом. Все паровозно-котельное хозяйство Владикавказской железной дороги было переведено на уголь Иловайского, 3 млн. пудов купило Русское Общество пароходства и торговли. Макеевка того времени в газетных публикациях называлась «Донецким Чикаго». Горный инженер Фенин, один из выпускников Петербургского горного института, в своих воспоминаниях пишет, что Варламов из чеховской «Степи» списан с Ивана Григорьевича Иловайского.  Было два Фенина – Павел Васильевич и Александр Иванович. Павел – управляющий рудника «Ветка», дом стоял рядом с Киевским райсоветом. Дочь Павла жила до 1992 года в Ленинграде.

Семейное дело Иловайских в 1895 году было акционировано. Устав вновь созданного акционерного общества, названного Русское Донецкое Общество каменноугольной и заводской промышленности, был утвержден 16 июня.

О русском характере жителей этой территории:

Горный инженер Фелькнер описал типичную для этого времени угольную шахту: «Сырость, ветер и мороз – вот три элемента, с которыми приходится бороться их закаленному здоровью, поистине должно признаться, только русская натура, без стона и упрека, без жалобы и ропота в состоянии переносить эти невзгоды. Может быть, потому, впрочем, что русские рабочие видали лучшего устройства, они, так сказать, по силе привычки потеряли сознание опасности и, залив в горло добрую рюмку водки, с веселою песнею на ветхом канатике опускаются в обледенелую шахту, тогда как в глазах немца она представляется верною могилою».

ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЛИВЕН

Князь Павел Иванович Ливен, который владел обширными землями на территории современного Донецка, имел дворец на Большой Морской, 43 и был попечителем Петербургского учебного округа. С началом Крымской войны ушел в народное ополчение и в 1855 году получил чин капитана, с 1856 года — майор лейб-гвардии Стрелкового императорской фамилии батальона. В 1857 году произведен в подполковники, в 1861 году подал в отставку.

Дворец Ливенов на Большой Морской, 43

Его бабка была воспитателем императора Николая I. Отец — с 1796 года — адъютант Великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I).  

Его сын Павел, который стал по малолетству владельцем земель в наших краях, закончил Петербургский институт инженеров путей сообщения Императора Александра I. Земли это достались Ливенам от Шидловского, а позже часть их была продана Юзу для обустройства поселки и завода – будущего Донецка.

Кстати, в Юзовке работало в начале ХХ столетия отделение Санкт-Петербургского коммерческого банка.

ДЖОН ЮЗ (JOHN HUGHES)

Полковник Герн, руководитель русской военной миссии в Британии, предложил валлийскому предпринимателю Джону Юзу подготовить проект модернизации оружейной литейной в Колпино (сегодня это известное АО «Ижорский завод»). В то время колпинская литейная принадлежала морскому ведомству, поэтому в Санкт-Петербурге Юза представили военно-морскому Министру Великому князю Константину Николаевичу Романову. Генеральный директор лондонского Мильвольского завода приехал в Петербург для ведения переговоров по нескольким вопросам. Прежде всего, его интересовал большой заказ русского правительства на изготовление брони для реконструируемого кронштадтского форта «Константин». Позже в конце 1860-х Юз попал в Донбасс через Санкт-Петербург, основал Юзовку (сегодня Донецк), построил металлургический завод, входивший в «Новороссийское Общество каменноугольного, железного и рельсового производств» и умер в Питере в гостинице «Англетер» в 1889 году.

Существует легенда, что в знак благодарности за прекрасно выкованную пальму, Джон Юз повез Алексея Мерцалова на экскурсию в Нижний Новгород, но не в качестве экскурсанта, а в качестве рабочего, который монтировал оборудование экспозиции.

После революции 1917 года английское руководство завода убыло на свою историческую Родину. Однако одна ветвь потомков Юза — по линии его внебрачного сына Ивана — осталась в Донецке. Известно 9 внуков, 15 правнуков и 12 праправнуков Джона Юза, ныне проживающих в разных городах бывшего Советского Союза. Двое правнуков — Эльвира Федоровна и Александр Федорович Булгаковы, а также праправнучка Ольга Булгакова — живут в Донецке.

ФЕДОР ЕГОРОВИЧ ЕНАКИЕВ

Закончив учёбу в петербургском Институте инженеров путей сообщения, Фёдор Егорович некоторое время работал гражданским инженером на Николаевской железной дороге. Был член правления и директором Общества Балтийской железной дороги. Но судьба привела его на Донбасс, где в то время начинался бум индустриального развития.

В Донбассе Енакиев выдвигает идею создания Русско-бельгийского общества для организации металлургического предприятия в Донбассе. При этом он исходил из успешного опыта работы юзовского «Новороссийского Общества каменноугольного, железного и рельсового производства», развернутого англичанином Дж. Юзом.

Через некоторое время он запускает новый завод в Енакиево, на котором некоторое время работал Куприн и написал рассказ «На реке». Полистав книгу «Задачи преобразования С.-Петербурга. Исследование Ф.Е. Енакиева», созданную им с соратниками в 1912 году, удивляешься его прозорливости и грамотности в вопросах обустройства столицы Российской Империи и всей городской агломерации вокруг. В книге прописаны вопросы обустройства улиц, морского порта, садов, железных дорог и…(внимание!) метрополитена. Да, именно Енакиев был идейным вдохновителем создания метрополитена в Петербурге, задолго до его появления.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ МЕНДЕЛЕЕВ

Около 30 лет своей жизни Дмитрий Менделеев посвятил работе в Санкт-Петербургском университете. Он покинул его стены в знак протеста, когда министр народного просвещения отказался принять студенческую петицию, в которой они требовали свободы слова. Отчасти благодаря Менделееву в Российской империи женщины обрели возможность получать высшее образование. Он был одним из первых лекторов, ведущих курсы для слушательниц.
Именно он первым предложил использовать трубопроводы для перекачки нефти. До этого её транспортировали в бочках и бурдюках! Менделеев создал бездымный порох по поручению властей. Вооружившись открытыми отчётами, он выяснил, сколько и каких пороховых ингредиентов страны-производители этого продукта ввозили за последние десять лет — это позволило ему вычислить пропорции и после серии экспериментов добиться успеха.
В 1885 году Менделеев представил свой проект воздушного шара с двигателями и герметичной кабиной, который смог бы подняться в верхние слои атмосферы. Реализован проект так и не был, но позже ученый (в одиночку!) все же поднялся на воздушном шаре на высоту более трёх километров, чтобы провести ряд измерений.
Кроме всего прочего, Менделеев уделял внимание кораблестроению и освоению арктического мореплавания, о чем написал около 40 работ. Он принимал непосредственное участие в проекте строительства первого в мире арктического ледокола «Ермак», который был впервые спущен на воду 29 октября 1898 года. За большой вклад в освоение Арктики именем ученого был назван подводный хребет в Северном Ледовитом океане, открытый в 1949 году.
Дмитрий Иванович любил музыку Бетховена, а еще любил работать руками. Особенно хорошо ему давалось изготовление чемоданов. Даже когда в старости, когда ученый ослеп, он продолжал работать на ощупь. Рассказывают, что однажды в лавке, когда он покупал материалы, его представили как «известный чемоданных дел мастер Менделеев», что очень польстило ученому.
Дмитрий Менделеев неоднократно номинировался на Нобелевскую премию, но так её и не получил, вероятнее всего, из-за конфликта с братьями Нобелями, связанного с добываемой в Баку нефтью.
Дмитрий Менделеев курировал создание Донбасса — его идея производство закрытого цикла, когда сырье добывается и сталь выплавляется на месте. После того, как всё получилось, он приехал в Донбасс с инспекцией, пожал руку английскому инженеру, запустившему завод и произнёс: «Возможность доказана делом!». Эта фраза нанесена на герб Донецкой области в качестве девиза.
Всего в течение жизни великий учёный опубликовал 431 научную работу, из которых всего 10% посвящены химии.

Ему предстояло дать рекомендации по вопросам улучшения транспортных систем Донбасса и, в первую очередь, железных дорог. По рекомендации Менделеева позже была проложена железная дорога – рокадная линия от магистрали, идущей из центра страны в Крым, до другой магистрали, идущей из Донецкого бассейна через Юзово до Мариуполя в его порт. Менделеевская рокада соединила криворожское железорудное месторождение с донецкими металлургическими заводами. Давайте прогуляемся по станции Рутченково. Небольшое одноэтажное здание вокзала стоит на том же самом месте. Не исключено, что основа здания осталась той же, что и в 19 веке. Конечно, внутри сделан неплохой ремонт. Над путями, которых теперь в несколько раз больше, большой переходной мост. Дорога электрифицирована, поезда набирают большую скорость, ходить через пути опасно.

В Юзовке Дмитрий Иванович осмотрел металлургический завод и шахту при нем. Ученый интересовался оборудованием цехов, качеством производимого металла, условиями труда металлургов и горняков. Пытаясь облегчить труд горнорабочих Донбасса, Менделеев придет к смелому научному открытию – подземной газификации угля. На страницах его дневника можно прочесть такую запись: «Кажется, можно и хорошо вместо выемки угля его превращать в земле в газ СО в особых подземных генераторах и этот газ выводить и разводить далеко». На заводе Д. И. Менделеева встретили с большими почестями. Основателю города Джону Юзу хотелось, чтобы у ученого с мировым именем остались самые лучшие впечатления о его предприятии. После посещений предприятий «Новороссийского общества» Менделеев сказал Юзу следующие слова: «Вы совершили подвиг. Недавняя пустыня ожила. Результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом».

А уже в конце июня Менделеев опять возвращается в Донбасс, с целью подробно изучить проблему судоходства, и совершает путешествие вдоль Донца от Изюма до Каменск-Шахтинска.

Результатом 3-х месячной поездки в наш край стал вышедший труд «Сила, покоящаяся на берегах Донца». «В поездках по донецкому краю я был поражен неисчерпаемыми его богатствами, которые превосходят все виденное ранее не только в России, но и в других частях Европы и Америки, которые посещал для изучения их промышленности».

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН

Летом 1893 года Куприн отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию Генерального штаба, но из-за скандала, произошедшего по дороге в столицу, в результате которого Куприн сбросил в воду полицейского, ему было запрещено сдавать экзамены.

В 1893—1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». 

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и решив посвятить себя литературному труду.

Он был репортером киевских газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре в Сумах, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на Юзовском сталелитейном заводе. В 1890-е годы опубликовал рассказ «На реке», очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох». Повесть «Молох», написанная писателем в наших местах, когда он работал с августа по декабрь 1896 года «заведующим учетом кузницы и столярной мастерской при сталелитейном и рельсопрокатном заводе в Волынцеве» (так он называл строящийся Енакиевский металлургический завод).

«Казалось, какой-то страшный подземный переворот выбросил наружу эти бесчисленные груды щебня, кирпича разных величин и цветов, песчаных пирамид, гор плитняка, штабелей железа и леса. Все это было нагромождено как бы без толку, случайно. Сотни подвод и тысячи людей суетились здесь на разоренном муравейнике. Белая тонкая и едкая известковая пыль стояла, как туман, в воздухе». – «Молох».

Строительство Енакиевского метзавода велось на средства Русско-Бельгийского металлургического общества, а контора его правления находилась в Петербурге на Исаакиевской площади.

В 1910 году Куприн вместе с известным тяжелоатлетом Иваном Заикиным совершил полет на аэроплане: только чудо уберегло их обоих от трагедии. Но это уже совсем другая страница биографии писателя…

ГОРНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ

Горные инженеры Штединг, Авдаков, Ауэрбах и ряд других выпускников закончили Горный институт им. Императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге.

Дворянин Рутченко Алексей Кириллович – еще до появления Юзовки основал поселок Григорьевку (сегодня это часть Донецка), владел несколькими шахтами. Два его правнука Николай и Александр окончили Горный институт. 

Выпускник Горного института Аркадий Васильевич Миненков открыл Никитовское ртутное месторождение в г. Горловке. Вот как изложил это событие сын великого русского писателя Сергей Львович Толстой, побывавший по совету выдающегося химика Д. И. Менделеева на ртутном руднике летом 1888 года: «Однажды инженер Миненков, ища уголь в Донецком крае, увидел в одном селе вкрапленную в каменные стены заборов красную киноварь. Осведомившись, откуда взят этот камень, он нашел место, где были заметны следы каких-то древних раскопок». С организацией ртутного дела в Горловке Россия не только перестала закупать этот ценный металл за границей, но и получила возможность экспортировать его в другие страны.

Горный институт окончил также брат писателя Вересаева Михаил Викентьевич Смидович, позже он служил на рудниках Петра Карпова (Петровский район нынешнего Донецка).

АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ МИНЕНКОВ

ДВОРЯНЕ КАРПОВЫ

Дворянский род Карповых был известен в Екатеринославской и Харьковской губерниях. Карповы участвовали в общественной жизни Бахмутского уезда, Виктор Иванович Карпов был членом Государственного Совета, Константин Иванович и Петр Александрович неоднократно избирались уездными предводителями дворянства. Именно Петр Александрович организовал Вознесенский рудник вблизи станции Мандрыкино, ставший основой Петровского района Донецка.

Основатель рода Карповых — Федор Карпов (1674–1719), сын которого, Иван (1703–1754), в 12 лет был причислен к Преображенскому полку. Его внук, Максим Алексеевич (1747–1798), вместе со светлейшим князем Потемкиным участвовал в военных баталиях и был пожалован в 1787–1788 годах землями в Бахмутском уезде. С ним на новые земли вместе с семьями пришли и воевавшие под его командой солдаты.

Виктор Иванович Карпов за всю историю существования Бахмутского уезда занял, пожалуй, самую высокую должность в чиновничьей иерархической лестнице — члена Государственного Совета, тайного советника.

Карпов окончил курс наук в Императорском училище правоведения и был причислен к министерству юстиции с чином титулярного советника. В 1884 году он — чиновник особых поручений VII класса. Бахмутским уездным земством неоднократно избирался почетным мировым судьей на три года. В 1893 году назначен в штат государственной канцелярии, затем старшим чиновником кодификационного отдела и в конце этого же года — помощником статс-секретаря Государственного Совета. В 1896 году произведен в действительные статские советники. В 1907 году первый раз избран членом Государственного Совета. На заседании Государственного Совета 26 февраля 1916 года избран членом Особого Совещания по мероприятиям по обороне государства. В начале 1917 г. получил чин тайного советника.

ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ СЕДОВ

Георгий Седов, уроженец донецкого края, стремившийся к 300-летию дома Романовых достичь Северного полюса сформировался в признанного специалиста в области гидрографии именно в Петербурге. Седов был членом Русского Географического Общества. Кстати, был женат на племяннице белого генерала Май-Маевского, который в 1919 году во главе Добровольческой армии прибыл в Юзовку и даже принимал парад с балкона «Гранд-отеля», Седов в целом сделал успешную карьеру морского офицера, что для человека его сословия было достаточно необычно в те времена. Уже в советское время некоторые дончане стали участниками дрейфа на полярных станциях «Северный полюс».

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

Самый исполняемый композитор ХХ века Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 50 км от Донецка. В селе Красном (ранее Сонцево) работает единственный в мире музей Сергея Сергеевича Прокофьева.  В Донецке проходят фестивали «Прокофьевская весна». Становление композитора происходило в Петербурге, куда он приехал в 1910 году.

Самый исполняемый композитор ХХ века Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 50 км от Донецка. В селе Красном (ранее Сонцево) работает единственный в мире музей Сергея Сергеевича Прокофьева.  В Донецке проходят фестивали «Прокофьевская весна». Становление композитора происходило в Петербурге, куда он приехал зимой 1903г. В Петербурге произошла встреча с композитором и директором столичной консерватории А.К. Глазуновым. В свои неполные четырнадцать лет С. Прокофьев был принят в консерваторию: «С Сонцовкой ещё не расстались, но центр тяжести перенёсся в Санкт–Петербург». Преподавание общеобразовательных предметов в консерватории осуществлялось слабо, чем были весьма недовольны родители. Среди преподавателей специальных предметов, Прокофьев выделял Черепнина, Лядова, Римского – Корсакова.
Одним из увлечений будущего композитора были шахматы. В конце 1908 года он даже сыграл вничью с чемпионом мира Э. Ласкером, чем гордился всю жизнь.

ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЕЛИСЕЕВ

Казалось бы, что может связывать Елисеевский гастроном в Санкт-Петербурге и Донбасс? Однако связь есть. В списке населенных мест Екатеринославской губернии на 1859 год мы уже видим владельческую деревню Гавриловка на 62 двора. Деревня располагалась неподалеку от современного города Дружковки в Донбассе и была известна своим конезаводом, принадлежавшим помещику Смольянинову. Завод был известен в Российской империи и его несколько раз описывали в печатных изданиях. На Всероссийской Промышленной и Художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года Гавриловский конный завод представлял уже новый владелец – Григорий Григорьевич Елисеев. Кстати, как известно, архитектор, проектировавший здание Елисеевского гастронома, Гавриил Барановский проектировал и здание Императорского РГО.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БЕКЕТОВ

Что известно об Андрее Николаевиче Бекетове, кроме того, что он был ректором Императорского Санкт-Петербургского университета с 1876 по 1883 год?

Бекетов организовал издание первого русского чисто ботанического журнала «Ботанические записки» (Scripta Botanica). С 1892 по 1897 год состоял редактором отдела биологических наук в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
В 1861—1863 годах Бекетов редактировал «Вестник Императорского Русского географического общества».

По инициативе Бекетова при Санкт-Петербургском университете был устроен ботанический сад.
Автор первого в России полного систематического учебника ботаники и учебника по географии растений. Разрабатывал многие вопросы экологической географии растений.
Ну и кроме того, он — дед поэта А. А. Блока, друг Менделеева, учитель Тимирязева и Вернадского.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...