Posted on 25 декабря, 2022
Наши храмы
Это старейшая из известных мне церквей в Республике. Она деревянная и потому закрыта сайдингом от дождя и солнца. Вид это портит, однако пока альтернативы нет.
В основанной им слободе на реке Крынке Амвросий Луковкин на свои средства построил деревянную церковь во имя святого Николая Чудотворца. Она была деревянной и освящена в 1789 году. Позже в 1841 году на средства сына Гавриила Амвросиевича Луковкина была заложена также каменная во имя св. мученика Василия с приделом св. Амвросия. Младший Луковкин, кстати, был героем войны 1812 года и дослужился до чина генерал-майора. Ветхая же деревянная Николаевская церковь была в 1861 году перенесена на другой берег Крынки и освящена там. Таким образом, в слободе Луковкина были выстроены две церкви — Васильевская и Николаевская. Осталась только та, у которой вы сейчас находитесь, она, кстати, в 2019 году отметила свое 230-летие, так что, место это намоленное. В церковь всегда можно войти, люди, присматривающие за ней, приветливы и доброжелательны, с удовольствием рассказывают многовековую историю своего места общения с Богом. Единственное, что может вас расстроить – старинные деревянные стены здания обшиты пластиковым сайдингом, что, конечно портит впечатление. А Васильевская церковь была разобрана в 1936 году, и на ее месте из разобранных материалов построили в поселке школу.
Однопрестольная Троицкая церковь в слободе Грабовой Таганрогского округа построена в 1804 году Василием Дмитриевичем Иловайским. Церковь была «до половины каменная, а верх (купол) деревянный, с отдельной колокольней на деревянных столбах». Прихожан на 1896 год числилось православных — 1614 мужского пола и 1757 женского, раскольников — 3 человека мужского и 2 женского пола. Таким образом, в Грабово тоже жили старообрядцы.
На правом берегу реки Грузской Еланчик в 1798 году появился хутор Грузско — Еланчинский. Основателем его был казачий есаул донского казачества Антон Коньков. Именно в его честь было переименовано село, ныне хорошо известное далеко за его пределами. А известно оно благодаря возвышающемуся тут Свято-Преображенскому храму. Его строили усилиями всех жителей округи долгих 25 лет и в 1864 году храм принял своих первых прихожан.
По словам прихожан в храме, прямо под высоким куполом, находится мощевичок с 21 частичкой разных святых. От икон «Владимирской Богоматери», «Спас на Обрусе» и «Николай Чудотворец» исходят мироточивые благоухания. В глубине храма размещен огромный камень с отпечатком стопы Богородицы и следом ее посоха. Рядом висит икона с тем же сюжетом. Храм добавляет вам ощущение об этом месте, как о месте, где много поколений обращались к Господу, прося помощи и прощения, и эта аура снимает напряжение с души посетителя и делает его походку по выходу из церкви легкой и свободной. Можете проверить.
Рядом с храмом располагается гидрологический памятник природы «Родник у села Коньково», одна из особо охраняемых природных территорий Республики. Источник образован подземными водами, выходящими из горизонта так называемых сарматских известняков. Сарматские известняки формировались в ранний неогеновый период истории Земли — в промежутке от 7 до 5 миллионов лет назад. Дебит источника составляет 12 л/с, а минерализация воды достаточно высокая – до 4 г/л – в 4 раза превышает норму для питьевой воды. Известняки трещиноватые, хрупкие, поэтому и составляют водоносный горизонт. Они принадлежат к органогенным, потому в их состав в большом количестве входят обломки и целые ракушки древних моллюсков. Ракушки состоят из зерен минерала кальцита: сами зерна настолько мелкие, что их видно только в микроскоп. За счет выщелачивания известняков подземными водами формируются полости небольшого размера. Иногда в таких полостях можно увидеть щетки мелких кристаллов прозрачного кальцита, который называется исландским шпатом.
На этом источнике оборудована купель с раздельными кабинками для посетителей мужского и женского пола. Вода в нем круглый год около 10 градусов по Цельсию, кроме того, она, как уже упоминалось, имеет очень высокую концентрацию растворенных солей, поэтому пить ее с какой-либо целью не следует.
Вы удивитесь, но старообрядческая община сохранилась здесь до наших дней, и она имеет свой храм (Покровский старообрядческий храм мы видим на фото). Храм расположен у реки Булавин в тихой зеленой зоне. Прогуливаясь вдоль реки, можно представить себе, как, более века назад, здесь Куприн ловил огромных раков, описание которых мы читаем в его рассказе.
Община старообрядцев, перебравшихся сюда из Подмосковья, более трех веков хранит православные традиции. Старинные книги и иконы через столетия передают потомкам память о наших предках, их достижениях и трагедиях, преодолении трудностей и вере в справедливость. Известно, что приверженцами старого обряда в близкие к нам времена были русский галерист Павел Третьяков и советский ученый Дмитрий Лихачев. Можно договориться с настоятельницей храма о встрече и послушать историю старообрядцев Донбасса.
Часть переселенцев обосновалась со временем в расположенном неподалеку поселке Никишино, там до сих пор есть участок, называемый «Ольховатские дворики».
Эту церковь в деревеньке Ильинка построил еще Илья Дебальцов, позже она многократно перестраивалась, но все же сохранилась до наших дней.
Известно, что на начало 20 столетия в деревне Ильинка проживало 1500 душ, действовали две ярмарки, было несколько лавок. Месторождение каменного угля разрабатывалось крестьянами кустарным способом. Вблизи Ильинки располагалась большая экономия с паровой мельницей и ярмарочной площадью.
По прошествии времени, внучки Дебальцова, унаследовав эти земли, усадьбу и землю продали, а на вырученные деньги обновили стоявшую там церковь Владимирской иконы Божьей Матери. Сегодня, после недавней реконструкции, храм открыт для верующих.
Местные жители говорят, что в скале, возвышающейся над Ильинкой, была пещера, в которой жили монахи. В годы гражданской войны здесь базировалось одно из подразделений армии батьки Махно. Еще говорят, что под скалой есть колодец с лечебной водой, за которой приезжают даже из Донецка.
Храм был окончательно завершен и освящен в 1906 году. Материалом для фундамента послужили небольшие блоки из природного камня, а стены выстроены из красного кирпича с тремя полукруглыми апсидами в восточной части, с притвором и колокольней — в западной. В плане своем церковь представляет прямоугольный крест. Ее архитектурное обрамление отличается декоративностью кирпичной кладки, сочетающей элементы древнерусской и византийской традиций. В ВОВ колокольня пострадала от обстрелов, на фото видно, что цвет кирпича отличается на восстановленной части.
В Васильевском храме венчался граф Иловайский — потомок донских атаманов, героев войны 1812 года. Местные краеведы утверждают, что шафером был у него сам великий русский писатель Антон Чехов.
История поселка берет свое начало со ІІ половины 18 века. Эти земли принадлежали старшине казацкого полка Ивану Васильеву, которому в 1784 году было позволено построить на месте современного Ольховчика постоялый двор. В материалах краеведческого музея школы говорится, что в 18 столетии, в балке, где протекала небольшая речка Ольховка, появилось поселение, которое называлось Старая Слобода. Со временем оно получило название Ольховчик. Краеведы высказывают предположение, что это связано с ольхой, которая росла по берегам чистой и глубокой реки. В ней стирали, купались, поили коней. В 1801 году поселение Ольховчик насчитывало 30 дворов и 232 человека. А в 1868 году, согласно записям Памятной книги Войска Донского, тут проживало уже 1163 человека и было 175 дворов. В конце 18 столетия вблизи поселения началась добыча угля. На первых шахтах работали крепостные крестьяне. С развитием угольной отрасли стали развиваться и окрестные поселки – Алексеево-Орловка, Ольховчик, Стожковское.Во второй половине 19-го века идёт активная разработка залежей каменного угля, в 1865 году имелось 2 шахты. Население слободы неуклонно возрастало, и к 1891 году здесь проживало 6 795 жителей и 671 иногородних.
Церковь начали строить в 1860-х годах. Строилась она 14-16 лет с перерывами. Проект был составлен двумя итальянскими архитекторами. Камень для фундамента доставляли из Стародубовки, где есть каменные карьеры. Церковь строилась на средства народа. Раствор, в котором клали кирпич, делали на яичных белках, высота церкви — 33 метра, что соответствует продолжительности жизни Иисуса Христа.
Своё имя церковь унаследовала от первой церкви села, которая имела пять куполов и одну колокольню, и имела форму креста. Первым священником был Спиридон Калафатов, который вел службу и читал Закон Божий. Прослужил он до 1905 года. Первая литургия была проведена 2 августа 1876 года. В этот день в Урзуф приходили из всех греческих сёл в округе. Вокруг церкви была ограда из каменных тумб, соединённых железными прутьями с острыми пиками наверху, была сторожка. Вторым священником был Травляев Константин, прослужил до 1927—1928 лет — грек, из села Малоянисоль.
В начале 1930-х годов церковь была закрыта, а во время организации колхоза в ней устроили склад для зерна. В 1944 году, после освобождения от немецкой армии, с церкви были сняты купола и колокола и отправлены в Таганрог на плавильный завод. Здания церкви снова превратили в хранилище (зерна, минеральных удобрений, металлолома и т. п.). Работы по реставрации храма началась только в 1991 году.
Значительным событием в жизни Приазовских греков накануне 225-летия их переселения и основания греческих сёл стало завершение реставрации церкви. Ей была передана на хранение копия уникальной иконы XI века «Святой Георгий — воин с житием», принадлежавшая митрополиту Игнатию и под святым благословением которой осуществлялся переход греков-христиан из Крыма в Приазовье. Для внутреннего оформления церкви благочинный отец Николай из Мариуполя направил 50 икон для Урзуфской церкви. В течение всех работ реставрации, благочинный Мариуполя оказывали помощь (источник информации).
Первый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Алексеево-Орловке, основанной полковником Алексеем Петровичем Орловым, был деревянным и заложен 26 августа 1798 года. Церковь была достроена и освящена 30 мая 1800 года. Её прихожанами были жители 156 дворов — 537 человек (всего в Алексеево-Орловке тогда проживало 1182 человека). Праздник Рождества Богородицы отмечался в слободе с особой торжественностью — ежегодно в этот день открывалась Рождество-Богородицкая ярмарка с увеселениями, песнями и танцами. Она продолжалась на протяжении трёх дней. Так же торжественно отмечался и день памяти святого Алексия, человека Божия (17/30 марта), небесного покровителя основателя слободы, помещика Алексея Орлова — в этот день начиналась трёхдневная Алексеевская ярмарка.
Деревянный храм очень быстро обветшал: в 1833 году управляющий слободой Сеньковский просит разрешения у епархиального начальства на «строительство в то же наименование каменной церкви». Разрешение последовало только в 1837 году.
Постройка каменного храма продолжалась до 1856 года. С 1845 по 1851 год строительство было приостановлено из-за того, что помещик Иван Орлов уехал в Киевскую губернию, а управляющий Сеньковский, католик, относился к этому делу «с полным нерадением». Поводом к возобновлению строительства послужило лишь то, что деревянная церковь совсем обветшала и поползла с фундамента. 1 ноября 1851 года она была запечатана. По сообщению «Клировых ведомостей» за 1891 год, в неё попала молния, и она сгорела. Строительство каменного храма спешно завершили и освятили его 18 октября 1856 года.
После окончания эпохи гонений, в 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, в посёлке было решено построить типовый храм. С идеей начать сбор средств для строительства выступила инициативная группа прихожан под руководством Марии Васильевны Кононенко. Первый камень церкви был заложен 2 августа 1990 года. Этот камень находился в основании прежней разрушенной церкви и сохранился в близлежащем хозяйском дворе. На камне были высечены крест и дата 2.VIII.1990. Церковь строили вместе русские и украинцы — специалисты из России и Закарпатья. Им помогали рабочие шахты «Шахтёрская-Глубокая» и местные жители.
Поселок носит имя генерал-майора Александра Гавриловича Реми, состоявшего на службе для особых поручений при наказном атамане Войска Донского Хомутове. Именно здесь он купил земли и в 1850 году завез в свои новые владения несколько семей крепостных, оставил управляющего и возвратился на службу. Люди обустраивались и прижились на новом месте, а когда в этих краях стали разрабатывать угольные месторождения, основательно пустили здесь корни.
Сейчас непосредственно в Ремовке живет менее тысячи человек. В основном это пожилые люди, дети которых, как правило, на малой родине не остаются.
По большому счёту, храмовый комплекс поддерживает Ремовку и морально, и финансово. Даже говорят, что главный человек здесь – отец Валерий, настоятель храма Иоанна Богослова. Церковь была построена ещё в 1907 году. Пережила, как и все, годы забвения.
Ещё лет тридцать-сорок назад, когда атеизм только начал сбавлять обороты, здесь тайно по ночам реставрировали храм, собирая всё в него по крупицам, ведь разграблен он был основательно. Только, считай, стены оставались. Немцы здесь вообще пирушки устраивали, хотя службу править разрешали. Ушли они, церковь потихоньку стали приводить в божеский вид, ан снова — гонения и запреты.
Сейчас храм не узнать, всё в идеальном порядке. Не будь храма, жизнь здесь затихла бы. Ведь в Ремовке уже нет ни одной школы: начальную давно закрыли, среднюю – лет семь назад. Работает, правда, детский сад (источник информации).
Смоленская икона Божией Матери – почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, которая, по преданию, была написанная евангелистом Лукой. Когда и кем икона была принесена из Греции в Россию из Греции достоверных сведений нет. Имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века, когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь – царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославовича, князь Владимир Мономах, в 1095 году перенёс икону из Чернигова (своего первого удела) в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена. С тех пор она стала именоваться Смоленской.
Храм Смоленской иконы Божией Матери в поселке Грузско-Ломовка (относится к Макеевскому горсовету) был возведен в 1893 году. Здание было построено в псевдовизантийской стилистике. Аналогичная архитектура дошла до наших дней. Храм видно издалека. Он оформлен в бежево-черных тонах. Когда в 1941 году Красная Армия отступала из Макеевки, было решено взорвать храм. Такой план был придуман для того, чтобы вражеские корректировщики не смогли воспользоваться для наводки куполом. Но при взрыве храм устоял (источник информации).
В конце XVIII века землю по правому берегу Кальмиуса за усердную службу получил Данила Мандрыкин и основал здесь деревню Авдотьино. Продолжительное время он состоял адъютантом при Александре Васильевиче Суворове. Вскоре, он передал свои владения брату Василию.
Василий Давыдович Мандрыкин дважды отличался в сражениях у Измаила, за что пожалован орденом Святой Анны 3-й степени. В конце 1808 года произведен в майоры. В результате сражения против войск Наполеона при Фер-Шампенуазе (победа в этом сражении открыла русским войскам дорогу на Париж) в марте 1814 года награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. В марте 1821 года уволен в отставку с подполковничьим мундиром.
В 1837 году Василий Мандрыкин выразил желание построить в Авдотьино церковь. Правительствующий Синод одобрил его инициативу и постановил «поставить в сельце Авдотьино коштом помещика Мандрыкина каменной церкви разрешить, в соответствии с представленным чертежом». Мандрыкин был обязан за три года построить на свои средства церковь и обеспечить церковный причт землею. В 1842 году состоялось освящение новой Александро-Невской церкви. Это было каменное здание, крытое железом, окрашенным в зеленый цвет. Известно, что Мандрыкины хоронили родственников в церковном склепе.
К сожалению, церковь была взорвана большевиками в 1930 году. В начале двухтысячных при обследовании фундамента разрушенной церкви был обнаружен склеп с останками трех человек. Приблизительно в 2005-2006 гг. на средства мецената стали возрождать добрые христианские традиции и начали строительство новой Александро-Невской церкви в Авдотьино по проекту архитектора Кожина, в том месте, где дорога из Донецка на Новоазовск резко поворачивает вправо и вдоль мемориального сквера погибшим в Великой Отечественной Войне устремляется мимо холма, на котором стояла взорванная старая церковь. До нынешней войны успели заложить только фундамент и частично возвести стены да поставить деревянную часовню.