Posted on 25 ноября, 2016
Загадки старой карты
Рассматривая старую немецкую карту «STADTPLAN STALINO» и пытаясь перевести с помощью словаря названия улиц, автор этих строк обратил внимание на три объекта, нарисованных на карте. Полностью карту можно посмотреть на сайте «Донецкий» [1] и [2].
Речь идет о трамвайных линиях. Об этих линиях автор статьи никогда не слышал.
Так как «Главный среди авторского коллектива сайта «Донецкий» знаток городского транспорта Виталий Скляр (именно так о нем отзывается Евгений Ясенов – автор)» [3], то абсолютно логично было прочитать статью Виталия «Во все концы: история Донецкого трамвая». А точнее «Часть 1. Трамвай. Северное и южное направление». [3]
Но, как оказалось, в статье ничего не рассказано об обнаруженных на карте трамвайных линиях. Поиск на просторах интернета тоже не дал результатов.
Возник правомерный вопрос – может быть на карте ошибки. Ну откуда немцы могли знать, где у нас трамваи ходють?
Для удобства построения статьи трамвайные линии, о которых пойдет рассказ, назову «Линия 1», «Линия 2» и «Линия 3». В статье указаны современные названия улиц.
Итак. Начнем по порядку.
Линия 1.
Линия начинается на перекрестке улицы Постышева и Комсомольского проспекта. Далее она продолжается в западном направлении по Комсомольскому проспекту и поворачивает на север на бульваре Пушкина. Заканчивается линия возле железнодорожной станции на бульваре Пушкина.В статье Виталия Скляра есть упоминание о трамвайной ветке на кирпичный завод: «Также использовалась грузовая ветка на кирпичный завод. Вообще, трамвай для грузовых перевозок использовался в то время достаточно интенсивно». [3]
Но кирпичный завод находился в другом месте. А маршрут «Линия 1» нарисован на ЖД станцию на бульваре Пушкина.
Возникает вопрос, а была ли «Линия 1»? Ответить на этот вопрос помогла старая фотография Донецкого почтамта периода оккупации.На фотографии, правда, не совсем отчетливо, видны рельсы (на фото обведены нижним овалом). Подтверждает наличие рельсов на земле, наличие трамвайной троллеи (обведено верхним овалом). Отчетливо видно устройство, которое позволяет пересекаться трамвайной и троллейбусной линиям.
Вывод. По поводу «Линии 1» карта не обманула. Действительно получается, что грузы с товарной станции развозили на трамваях.
Линия 2.
«Линия 2» начинается от поворота на Боссе трамвайной линии маршрута №3 на площади Металлургов. Линия продолжается по улице Клинической вдоль деревни Масловка. Заканчивается линия в конце Масловки.И вновь к статье Виталия.
«Начало истории маршрута (маршрут №3- автор) было положено 8 сентября 1930 года, когда была открыта первая очередь от Банка до Масловки по нынешней улице им. Ивана Ткаченко. А уже в декабре того же года маршрут продлили до Завода им. Рыкова, который (вместе с маршрутом) был в 1935 переименован в Завод им. 15-летия ЛКСМУ.» [3]
На выкопировке из Генплана Сталино–Заводского района за 1934 год указана деревня Масловка и трамвайная линия на Боссе. Ответвления нет.
На плане «Благоустройство ул. Ленина», начерченном в 1949 году, ответвления тоже нет.
(Прим. Улицу «1 Ларинка» сначала переименовали в ул. Ленина, а затем в ул. Ивана Ткаченко).На немецкой карте 1943 года есть и линия маршрута №3 и ответвление на Масловку.
Вот здесь и возникает парадокс. В 1934 году ответвления нет. В 1943 году – есть, а в 1949 году опять нет.
Вывод. Или на немецкой карте ошибка, или немцы сначала построили, а затем разобрали ответвление трамвая на Масловку!!!
И небольшая информация для любителей статистики.
Маршрут трамвая №3 (как указана на плане «Благоустройство ул. Ленина») до одной из улиц Тушинская был двухколейным, а далее на Боссе одноколейным.Линия 3.
«Линия 3» начинается на перекрестке ул. Артема и проспекта Мира. По проспекту Мира уходит на восток. Поворачивает на «Ziegel Str» и теряется среди жилых домов.Об этой линии ничего найти не удалось. Может быть это остаток линии «Кольцевания трамваев», которая должна была соединить трамвайную линию на Щегловке с линией «ДМЗ – Вокзал».
В статье «У карты города. Щегловка» Анатолий Бирюков напоминает нам о Щегловском трамвае:
«В 1924 году здесь пошел первый в Донбассе трамвай. «Пастуховка — Щегловка» — таким был тот первый маршрут протяженностью 14 км. Один из моих хороших знакомых, специалист по части калькирования старых карт на новые, утверждает, что одна конечная остановка трамвая базировалась в районе нынешней улицы Кронштадской за донецкой шахтой имени Калинина, другая — за железнодорожной станцией Щегловка в Червоногвардейском районе.» [4]
Стоит напомнить, что комбинат шахты им. Калинина находится именно на проспекте Мира.
Вывод. С «Линией 3» вообще ничего непонятно!!!
В качестве послесловия.
В завершении статьи немного может быть даже любопытной информации.
Во-первых.
Хочу дополнить статью Виталия фотографией, которая пояснит смысл одной цитаты из статьи. Цитата приведена в сокращении.
«Начало регулярного движения датируется 15 июня 1928 года. Первый маршрут связал станцию Сталино и Совбольницу.
Линия начиналась от сегодняшней площади Ленина, шла по Первой линии… проходила вдоль улицы Артема и Киевского проспекта… Дальше путь на вокзал…
В таком виде линия просуществовала недолго: уже в октябре 1928 года ее продлили до ДМЗ. Однако конечная станция обновленного первого маршрута называлась не ДМЗ, а … Цирк. Впрочем, речь идет о старом цирке, который сгорел в 1933 году, хотя в 1934 году маршрут все еще носил прежнее название.» [3]Во-вторых.
Решение о переносе трамвайной линии с улицы Артема на улицу Челюскинцев сопровождалось еще одним интересным предложением по благоустройству нашего города.
В.И. Дегтярев предложил устроить трамвайную линию от проспекта Гринкевича до Северного автовокзала как линию скоростного трамвая.
Разработку проекта и предварительной сметной документации поручили архитектору Виктору Львовичу Калинину.
Виктор Львович предложил три варианта строительства: подземный, наземный и воздушный.
Подземный вариант представлял собой подобие проекта строительства метрополитена при неглубокой прокладке линии.
Наземный вариант — обычная трамвайная линия, огражденная забором.
А воздушный вариант был самым интересным. Трамвайную линию должны были проложить на эстакаде высотой 5 метров. Въезд и спуск с эстакады планировали с южной стороны обустроить на участке между проспектами Гринкевича и Театральным. С северной стороны — после остановки «Северный автовокзал».
Об этой остановке упомянули даже в заметке «Омоложение автовокзала» в газете «Социалистический Донбасс». В заметке речь идет о реконструкции автовокзала.
«Выйдя из трамвая на остановке «Северный автовокзал», пассажиры попадут на специальный переход, ведущий на крышу центрального здания, а отсюда – по внутренней лестнице в кассовые залы, во двор или на Университетскую улицу.» [5]
Проекты были представлены В.И. Дегтяреву и членам обкома партии.
Подземный вариант отвергли сразу из-за дороговизны. Вокруг наземного и воздушного вариантов разгорелся спор.
Выслушав аргументы сторон, Дегтярев принял решение: линия будет наземной. Обосновал он это следующим образом: «Зачем мне над головой ночью будет греметь трамвай!»
Дело в том, что жил Дегтярев рядом с улицей Челюскинцев.
Вот так в нашем городе не появилось ни «метро», ни воздушный трамвай. Линию скоростного трамвая тоже не построили.
Литература.
1. Ясенов Е. Сталино немецкой нарезки // Сайт «Донецкий». URL: http://www.donjetsk.com/retro/761-stalino-nemeckoy-narezki.html (дата создания: 11.03.2011).
2. Ясенов Е. Сталино немецкой нарезки — 2 // Сайт «Донецкий». URL: http://www.donjetsk.com/retro/780-stalino-nemeckoy-narezki-2.html (дата создания: 29.03.2011).
3. Скляр В. Во все концы: история Донецкого трамвая // Сайт «Донецкий». URL: http://www.donjetsk.com/retro/1087-vo-vse-koncy-istoriya-doneckogo-transporta (дата создания: 25.12.2011).
4. Бирюков А. У карты города. Щегловка // Газета «Вечерний Донецк». – №12. – 2014. – 17 января.
5. Омоложение автовокзала // Газета «Социалистический Донбасс». – №160. – 1965. – 15 августа.
Член ДГО Владимир Мартыненко