Святогорская конка

Девяносто лет назад в 1928 году Сталинский Горкомхоз известил жителей города о том, «…что 15-го июня с.г. открывается трамвайное движение от 1-й Совбольницы до вокзала ст.Сталино». [1] Это был далеко не первый городской трамвай в Российской империи.
Трамвай – один из самых популярных видов городского транспорта. Трамваи постепенно получали распространение в мире, до сих пор являясь неотъемлемой частью транспортной сети множества городов. За долгие годы своего существования этот вид транспорта постоянно изменялся и совершенствовался. Первым видом трамваев была конка. Потом появились электрический, пневматический и бензомоторный виды трамваев.
Самые первые в мире конки появились в Америке, в 1828 году в Балтиморе. Однако настоящую популярность конки получили после изобретения рельсов с желобами для реборды колес в 1852 году Альфонсом Луба. До этого изобретения рельсы выступали на 15 сантиметров над уровнем городских дорог, что сильно мешало остальному транспорту.
В Российской Империи мещанином Эльмановым Иваном в 1820 году была спроектирована конно-рельсовая дорога, которая называлась «Дорога на столбах». Рельсы использовались плоские, на деревянных лежнях. Позже деревянные брусья стали обивать железом. На улицах Санкт-Петербурга конно-железная дорога была построена в 1860-м году инженером Домантовичем. Позже конки были построены во всех крупных городах и губернских центрах Империи. Чаще всего конки строились из иностранного капитала. Неудивительно, что многие фирмы-владельцы конки были ярыми противниками появления электрического трамвая на улицах городов.
Первый конный трамвай представлял собой закрытый или открытый экипаж, запряженный одной или двумя лошадьми, а иногда и мулами или зебрами, и передвигающийся по рельсам. Управлял конкой кучер, также в ней обязательно присутствовал кондуктор, который (помимо продажи билетов пассажирам) зачастую помогал кучеру в управлении на трудных участках дороги.
В Донбассе конка была построена в 1911 году от железнодорожной станции Святогорская через поселок Банное до моста, который перекинут через реку Северский Донец возле Свято-Успенской Святогорской лавры. Конка просуществовала до 1918 года.Это единственная конная железная дорога на Донбассе, о которой известно автору этих строк. Хозяином конки был граф Георгий Иванович Рибопьер.
«Получив в наследство Святогорское имение, граф Рибопьер провёл реконструкцию господского дома, дополнительно построил флигели в центральной усадьбе, застроил территорию на левом берегу Донца гостиницами, дачными заведениями, ресторанами. При нём разрослась Успенская ярмарка, к ней была проложена узкоколейная железная дорога от станции Святогорская протяжённостью 8 км. Трамвай на конной тяге доставлял всех желающих в монастырь и на ярмарку. Конечная станция «Конки» находилась напротив гостиницы монастыря. Это позволило увеличить число прибывающих на ярмарку и на праздник». [2]
Узнать больше о графе Г.И.Рибопьере и его Святогорском имении можно в книге Владимира Николаевича Дедова «Святогорское имение и его владельцы с конца ХVIII до начала XX века». [2]
Немного познакомиться с работой конки можно в статье Федора Шевченко «Ученическая экскурсия», опубликованной в газете «Народная газета Бахмутского уезда» в 1914 г. [3] Кое-что узнаем и о Святогорской лавре.
«Для старших учеников Железнянского 2-го училища в июне месяце с.г. была организована образовательная экскурсия в св. Горы, Харьковской губ. Всех экскурсантов было 11 чел. Организатором и руководителем экскурсии был учитель Ф.С.Шевченко. 13 числа рано утром собрались экскурсанты в помещении училища, а отсюда отправились на железнодорожную станцию. Около 7 час. утра прибыл поезд, с которым экскурсанты уехали. В поезде для экскурсантов было отведено особое помещение. Ликованию детей не было пределов и они беспрерывно смотрели в окна вагона, любуясь окрестными видами. Приехали на ст. «Святогорскую» в 12 час. дня.
От ст. «Святогорской» до монастыря, куда мы наметили отправиться, считают шесть верст. Сообщение здесь очень удобное и интересное. От станции до дачи гр.Рибопьера и дальше до монастыря устроен трамвай.
Изящные вагончики трамвая везут по рельсам мулы. В каждом вагончике помещается человек 20 пассажиров. Спокойно и плавно мчаться вагоны в тени чудного соснового бора. Какое великолепие! Какая прелесть! Какой чудесный сосновый воздух! И так весь путь. Вот куда можно было посоветовать ехать для отдыха для поправления здоровья. Проезд трамваем стоит сравнительно дешево: со взрослых пассажиров берут 30 коп. и с учащихся по 12 коп. в один конец. Плавно мчат нас мулы в глубь бора. Дальше открывается чудесная панорама. В лесу попадаются красивые дачные домики; есть большие, красивые, причудливой архитектуры, постройки.
Наконец подъехали к дачной платформе, вид вокруг великолепный. Здесь чувствуется жизнь, но жизнь своеобразная, вольная, но просторе. И, не взирая на тот простор, для дачников здесь все удобства. Но мы едем дальше. Трамвай круто повернул к берегу реки Донец. Здесь виды еще живописней, еще величественней. Вот открывается вид на Святогорскую меловую скалу. Мы едем левым берегом, а монастырь расположен на правом гористом берегу над самой рекой. Горы покрыты сплошным густым лесом, утопают в зелени и только обнаженная скала висит над самой пропастью, рельефно выделяясь на фоне зелени гор. На вершине скалы видна древняя Николаевская церковь; влево часовня, а еще выше на самой вершине горы – церковь Преображения, которая видна кругом на далекое расстояние. Проезжаем дальше и нашим взорам открывается весь монастырь с храмами, гостиницами.Трамваем подъезжаем к самому мосту и пешком через мост отправляемся в монастырскую гостиницу. Здесь узнаем, что в нижних корпусах все помещения заняты и нас ведут в новый, недавно отстроенный 3-х этажный корпус, который примостился в горах настолько высоко, что из окна на противоположную сторону видны окрестности на далекое расстояние. Здесь для экскурсантов отвели 3 светлых просторных комнаты. Наконец мы у цели, здесь, напившись чаю, мы расположились немного отдохнуть с дороги, но ученикам не до отдыха; они рвутся на воздух. Каждая минута им теперь особенно дорога.
С первого же дня мы начали осмотр монастыря – его святынь и достопримечательностей. Прежде всего побывали в малых пещерах и осмотрели подземную церковь в память Антония и Феодосии. Здесь же усыпальницы некоторых иноков и благотворителей. В монастыре жили ученики три дня. За то время успели везде побывать и все осмотреть. Присутствовали в соборе на богослужении; прошли открытой галереей на вершину меловой скалы; были на другой день рано утром в Преображенском храме; побывали у врат Арсениевского скита (св. место), сюда ведет живописная пешеходная узкая дорога над самым обрывом. Внизу вода, а выше крутые утесы, покрытые густым лесом. Наконец побывали в больших пещерах. Пещеры эти проходят в меловых горах, начинаясь от соборной террасы и ведут к церкви св. Николая. В глубине пещер высечены кельи, в которых подвизались древние иноки, из келий этих через маленькие окошечки отверстия открывается чудесный вид на Донец и сосновый бор гр.Рибопьера.
Взбирались ученики тесной и крутой лесной тропинкой на самую вершину горы ближе к потемкинскому дворцу. Здесь дети нашли спелую землянику и полакомились. Отдохнувши на вершине, спустились вниз, обогнувши лес с другой стороны, резанной хорошей горной дорогой, так называемой Славянской. Не забыли также покупаться в Донце. Здесь вблизи монастыря есть две купальни. Побывали и на даче и в сосновом бору гр.Рибопьера.
Все осмотрели, везде побывали, ни одного уголка не оставили, не забыли. Успели за три дня и ноги достаточно набить. Наконец наступил последний вечер перед отъездом. Запаслись провизией на обратный путь, усталые, но бодрые отправились экскурсанты в квартиру на ночлег, так как рано утром нужно было и в дорогу отправляться. Встали в два часа ночи и пешком отправились на трамвай.Здесь уже два вагона было занято пассажирами. Ученики сели в третий и минут через 10 мы отправились в обратный путь. Стала на востоке заниматься заря; тишина кругом, только изредка соловьи своими чудными трелями нарушают эту предутреннюю тишину. Бесшумно катятся вагоны по рельсам, воздух становится свежее, мелькают дачи, цветочные клумбы, а дальше стройные сосны… и ЖД станция. Здесь шум, суета. Берем билеты, ждем поезда. Вот скоро и восход солнца. Наконец мы в поезде, который к одиннадцати часам дня примчал нас домой «в наши родные палестины». Сильное впечатление произвела эта поездка на детей и восторгам их нет пределов. И долго еще будут они делиться новыми своими впечатлениями с родными, с товарищами…».
В заключение статьи хочу познакомить читателей с литографией «Общий вид Святогорской Успенской Общежительной Пустыни» 1912 года.На литографии видно и конку. Здесь вагон по бокам закрытый: либо другого типа, либо, можно предположить, боковые панели были съёмные (см. первую фотографию). В вагон запряжены две лошади. Спереди на вагон нанесена цифра 15 (очевидно номер вагона?). Рельсы проложены вдоль реки, совсем рядом с ней. Колея одна.
На пути следования есть небольшой мост. Который, в свою очередь, не далеко от моста через реку (на нём рельс нет).
Как можем видеть, в обоих случаях экипаж вагона состоял из двух человек: один управлял лошадью, второй (подросток) во время движения находился на задней площадке, на остановках брал плату с пассажиров.
На обороте литографии напечатан небольшой текст. Кроме этого, на литографии на зданиях нарисованы цифры. В конце текста указано предназначение этих зданий.
«Святогорская Успенская Пустынь находится в Харьковской губернии, Изюмского уезда в 30 верстах от города Изюма и в 5-ти верстах от станции «Святогорская» Северо-Донецкой железной дороги от которой идет конка к монастырю. Расположена на берегу реки Северного Донца у подошвы Меловой горы. В давние времена несколько отшельников, придя на это место, поселились здесь и прокопали в горы подземные ходы саженей на двести и устроили там церковь во имя Святого Николая Чудотворца. В пещерах тех укрывались от набегов крымских татар. Около 1698 года в месте этом была устроена обитель и воздвигнута церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.С тех пор обитель получила название Успенской Святогорской пустыни. Чудотворная икона Святителя Христова Николая в настоящее время помещается в Успенском Соборном храме. Образ Святителя Божия обретен в древности иконами на меловом столбе в той пещере, где потом был первый храм обители во имя св.Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По просьбе богомольцев подымают и несут икону на скалу, которая от уровня реки Донца до самого храма Святителя Николая считается до 30 сажень высоты, по самой крутой и обрывистой наклонности, где в Николаевской церкви читается Акафист святителю Николаю. На скале обратно шествие сопровождается молебным пением св.Николаю. Пещерная церковь в обители существует до сих пор и привлекает множество богомольцев.
1. Собор Успения Пресвятой Богородицы
2. Колокольня и церковь Покрова Б.М.
3. Трапезная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
4. Преображенская церковь.
5. Меловая скала и церковь Святого Николая.
6. Подземная церковь Пр. Антония и Феодосия.
7. Вход в пещерную церковь Иоанна Крестителя.
8. Вход в пещерную церковь Алексея, Человека Божия.
9. Лестница ведущая на скалу.
10. Гостиница.
11. Братские корпуса.
12. Крестный ход на Святое Место.
13. Экономический двор.
14. Дом Князей Потёмкиных.
15. Конка, идущая со станции «Святогорская».

PS.
Завершить историю святогорской конки хочу фрагментом статьи историка Андрея Новосельского «Святогорский трамвай: Курортная версия». [4]
«В 20-30-е годы эта местность продолжила традиции курортной зоны, а часть строений монастыря была занята под санаторий для рабочих и служащих. Как пишут на некоторых интернет-форумах, в 1930 году по тому же маршруту (есть на картах того времени) снова открылось трамвайное движение, для чего на старые вагоны установили двигатели внутреннего сгорания. Однако это не совсем так.На сохранившемся снимке В.А. Ключко, который считается сделанным в Святогорске, изображен трамвайный поезд. Первый в нём вагон с бортами, закрытой кабиной, который собственно и имел дизель. Видимо, это и есть частью переделанный вагон из бывшего парка конки – внешне похож.
За ним на буксире два открытых вагона, точно такие же, как были раньше, без изменений. То есть, подвижной состав достался от конки. И часть его модернизировали.
Понятно, как и раньше, пик движения приходился на курортный сезон. «Граждане отдыхающие, дышите глубже – мы отправляемся».
Для обслуживания имелось депо. Закрылось трамвайное движение в связи с событиями начавшейся войны, в 1941 году. И больше не возобновлялось». [4]

Владимир Мартыненко

Литература.
1. Горкомхоз извещает // Газета «Диктатура Труда». — №136. – 1928. – 15 июня.
2. Дедов В. Н. Святогорское имение и его владельцы с конца ХVIII до нач. XX века — Донецк. Журнал «Донбасс», ООО РА «Ваш имидж», 2007.
3. Шевченко Ф. Ученическая экскурсия // Газета «Народная газета Бахмутского уезда». Еженедельное издание. — №27. – 1914. – 18 июля.
4. Новосельский А. Святогорский трамвай: Курортная версия // Сайт «Знамя индустрии» URL: http://zi.dn.ua/blogs/user_532/svyatogorskiy-tramvay-kurortnaya-versiya_19599/ (дата создания: 17.02.2017).

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...