Posted on 9 января, 2016
Улица Таганская
О железнодорожной станции Мушкетово в Донецке писано немало. Известно, что была введена в эксплуатацию в 1893 году, названа по имени землевладельца Мушкетова Алексея Степановича (подробности истории названия станции читайте на партнерском сайте). В эти времена возникали новые поселки вокруг формирующейся железнодорожной инфраструктуры Донбасса, которые впоследствии поглотит Донецк.. Но ведь станция сама по себе существовать не может. Она сразу обрастает постройками различного назначения — от жилого до культового. Смотрим на карту. Область сегодняшнего интереса к истории Донецка (Юзовки) лежит к востоку от улицы Майская (зеленый прямоугольник), мы также рассмотрим поближе саму станцию (выделена на карте оранжевым контуром).Станция сегодня словно замерла, заснежена и немноголюдна. Грузовые составы ждут своей очереди.
Задний фасадВетер раскачивает ветви могучих деревьев и заметает внутристанционные углы. На фото выше рядом с колеями можно видеть уникальный тополь. Это тополь черный, тот что пушит по весне. Уникальность — в возрасте. Думаю его век приближается к веку самой станции. В Донецке средний предельный возраст тополя 40-50 лет. А этот — около сотни. Обхват ствола в нижней части 530 см (5 метров 30 сантиметров!). Посмотрим ближе
На последнем фото для масштаба на стволе закреплена перчатка.
Что же можно увидеть в зеленом прямоугольнике на карте? Прежде всего, Свято-Сретенский храм.
Три фигуры в теплых камуфляжных куртках склонились над движком «семерки». Подхожу, знакомлюсь. Разговорились. Сведения отрывочные и не очень достоверные. Местные старожилы рассказывают, что при большевиках в храме был организован клуб им. Артема. Рядом, вроде бы, находилось здание для церковного люда. В период оккупации немцы в нем учредили нечто вроде гестапо. В современной жизни деятельность храма возобновлена.
С запада к храму примыкает П-образное здание, ныне заброшенное. В недавнее время здесь были помещения для обучения труду 132 школы, которая расположена через дорогу.
Изначальное предназначение его неизвестно, вероятно, имело отношения к храму.
Жилые дома обитаемы, в некоторых удобства на дворе (не канализованы). Их можно условно разделить на три типа.
Трехподъездные, с тремя слуховыми окошками в крышах Одноподъездные
К домам, как правило, примыкают сараи
Создается впечатление, что построены они были приблизительно в одно время, скорее всего, сразу (или одновременно) после строительства станции. Наверное, жить в таком неблагоустроенном доме нерадостно. Наверное люди, живущие в них, не один год мечтают о новом жилье. Но, глядя на этих «живых» свидетелей зарождения Донецка, нельзя остаться равнодушным.
Интересуйтесь историей своего города. Гуляйте по Донецку.
Автор материала — член ДГО Роман Кишкань