«СОБРАНИЕ ТРЕБУЕТ ЗАКРЫТИЕ ЦЕРКВИ И СНОСА ЕЁ»

Стояла в нашем городе церковь и казалось, что она даже является украшением городского пейзажа. Но при смене общественной формации она вдруг стала не нужна властям. В 1922 году, во время всесоюзной компании по борьбе с голодом, из Юзовской Преображенской церкви были изъяты серебряные иконы, лампады, кадила и другие ценности общим весом 1 пуд 28 фунтов 46 золотников на сумму 1 251 рублей. Формальным поводом к изъятию церковных ценностей послужил разразившийся голод 1921 года – последствие эпохи «военного коммунизма». Сегодня уже доказано, что одной из причин возникновения голода послужили действия продотрядов. Церковь хотела помочь голодающим, но власти запретили ее сотрудничество с государственной организацией «Помгол». А 23 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК о принудительном изъятии культурных ценностей – в помощь голодающим. Секретное письмо товарища Ленина по этому поводу было опубликовано только в 1990 году: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления». Не знаю где как, но в Юзовке не было и никакого угодно сопротивления.

Преображенская церковь в Юзовке, фото 1917 года

В республиканском архиве хранится протокол № 7 заседания Юзовской уездной комиссии по изъятию церковных ценностей от 8 мая 1922 г. В документе перечислены многие окрестные церкви, мы же остановимся только на Преображенской церкви города Юзовки.
Из нее постановили изъять следующее:
Икона Николая, серебряно-позолоченная.
Икона Преображения, серебряная.
Шесть маленьких серебряных икон Спасителя и Божьей Матери над царскими вратами.
Серебряных лампад – 21 штука.
Серебряных накладок с Евангелий – 8 штук.
Напрестольных крестов с приборами, серебряные.
Священных сосудов в комплектах – 14 штук; дарохранительницы – 3 штуки; кадила – 2 штуки.
Через 8 лет мощной антирелигиозной пропагандой церковь все-таки закрыли. 11 декабря 1930 года сняли колокола. Но этого было мало. Газета «Диктатура труда» в начале сентября 1931 года приступила к формированию общественного мнения, разместив письма трудящихся под рубрикой: «Вместо церкви – дом культуры». Единое мнение высказали:
а) женский коллектив работников юстиции вместе с домохозяйкам, всего 63 человека: «На пути роста культуры стоит церковь. Собрание требует закрытие церкви и сноса ее»;
б) коллектив работников промзоны Исправительно-трудового учреждения: «Мы знаем, что церковь это яд, отравляет дело культурно-революционного воспитания масс»;
в) снова коллектив работников юстиции 85 человек, на этот раз, видимо, мужчины: «Церковь, религия умерли. Дурман тяжелого прошлого развеян. Коллектив требует церковь закрыть, разрушить, построить на ее месте очаг культуры для трудящихся».
Естественно, газета подвела итог выступлениям: «Это требование широких масс трудящихся должны быть удовлетворено. Церковь должна быть закрыта».

Развалины взорванной Преображенской церкви

Клуб в здании церкви в Макеевке

В октябре 1931 года храм был взорван. А 25 октября 1931 года исполком Сталинского горсовета выдал отзыв о работе специалиста, взорвавшего храм:
«Выдан взрывному технику Всеукраинского отделения «Взрывпрома» тов. Кондратьеву Я.И. в том, что порученные ему «Взрывпромом» работы по взрыву бывшего собора в г. Сталино проводилось им технически грамотно и вполне хорошо, результатом чего получилось до 80 % годного строительного материала. Вся работа проведена ударным темпом и закончена без каких-либо повреждений для окружающих зданий, что рекомендует тов. Кондратьева как опытного и знающего свое дело работника». Собором наша Преображенская церковь никогда не была, а в остальном все правильно.Председатель исполкома горсовета Федор Ананченко в 251-м номере «Диктатуры труда» разразился итоговой статьей «Памятник-музей революции на Сталинщине будет создан»:
«Настойчивое требование пролетариев Сталинщины закрыть церковь, подтверждено сотнями постановлений, вынесенными рабочими собраниями.
Требование пролетариев горсовет выполнил. Церковь закрыта и разбирается. Это мощный удар по невежеству и мракобесию. Теперь горсовет приступает к выполнению второй части требований рабочих – превратить церковь в пролетарский культурный очаг. Устроить в церкви культурное учреждение нельзя было, так как церковь по своему наружному виду и по внутреннему строению совершенно не соответствует потребностям рабочих, потребностям культурного учреждения. Поэтому церковь только оставалось срыть, чтобы построить на ее месте новое специальное здание для культурного учреждения.
Церковь надо было еще срыть потому, что она расположена в парке имени Павших коммунаров. После того, как церковь будет убрана, представится возможность произвести большие работы по благоустройству парка, в частности, в парке будет построен памятник-музей революции.
Для того, чтобы осуществить этот проект, нужно немедленно приступить к разборке разрушенной церкви и производству работ по благоустройству парка.
Профессиональные организации, комсомол включайтесь в работу по разборке церкви! Вы должны стать строителями памятника-музея революции!».
Извините, но укажу на небольшие неточности в словах тов. Ананченко. Безимянный сквер в центре Юзовки стал сквером Павших коммунаров после того, как в нем произвели захоронение жертв непродуманной политики государства, когда одни пытались забрать продовольствие, другие же его не отдавали. Те и другие пали в этой борьбе, но только одна из сторон была похоронена с почестями. Жертв продразверстки похоронили у существовавшей церкви. Памятника-музея революции также не построили.
Как это ни кощунственно звучит, но переделать церковь в клуб можно было и не разрушая ее, сняв только кресты и украсив транспарантами. Так поступили в соседних со Сталино Дружковке и Макеевке.
Не ладилось почему-то с активным участием общественности по очистке сквера от руин Преображенской церкви. Похоже, не были никому нужны и «практически новые» строительные материалы, получившиеся в результате умело проведенного взрыва, иначе как объяснить, что через два года после взрыва горсовет распорядился выделить на разбор завалов 25 000 рублей (23 июля 1933 года). А не взорвали бы… Но, как говаривал товарищ Сталин: «История не терпит сослагательного наклонения».
Властные структуры прекрасно понимали, что экспромты проходят только организованные и отрепетированные. Союз воинствующих безбожников — вот добровольная общественная организация, основанная в 1925 году, ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях. Союз воинствующих безбожников сразу же развернул большую работу по пропаганде атеизма, по созданию музеев и выставок, выпуску научной и научно-популярной литературы. Были созданы первичные организации и в Донбассе. Решением Секретариата бюро Донецкого обкома КП(б)У 4 апреля 1933 года был создан Оргкомитет Союза воинствующих безбожников Донбасса. Подводя итоги сделанного за два года, безбожники положили в свой актив организацию 33 районных и городских советов своих приверженцев, 44 базовых ячеек при МТС, многие из которых недостаточно развернули антирелигиозную работу на местах, а некоторые просто распались.

Клуб в здании церкви, Макеевка

На начало 1935 года членами Союза воинствующих безбожников Донбасса числились 95 746 человек, организованных в 379 ячеек, из которых большая часть – 236 ячеек базировались в городах.
По Донецкой области с 1 октября 1933 года по декабрь 1934 года было закрыто 137 церквей, 2 синагоги, 4 молитвенных дома менонитов. Из этого количества 23 церкви были переданы под рабочие клубы, 26 – под ссыпные пункты (зернохранилища), 88 – под дома колхозников, одна синагога снесена в связи со строительством пожарного депо, другая занята под общежитие студентов. Снято 94 тонны колокольной бронзы и передано машиностроительным заводам.
Тогда же бюро обкома констатировало, что большинство районных комитетов недооценивают сектантство, что сектантство принимает значительные размеры, а это «есть религиозная форма антисоветского действия».

Член ДГО В.Степкин

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...