Донецкие фонтаны со скульптурами. Часть 11.

Рубрика: Под сенью струй серебряных.

Предисловие. Продолжить цикл статей о фонтанах со скульптурами хочу рассказом о маленьких уютных дворовых фонтанчиках. Дотошный въедливый читатель, который даже паспорта у скульптур проверяет, обязательно спросит: «А что может быть общего между этими фонтанчиками и фонтанами со скульптурами?» А действительно, что может быть общего, хотя… А с другой стороны – если не сейчас, то когда об этих фонтанчиках рассказать?.. Далее речь пойдет о фонтанчиках в городских дворах. Фонтаны уличных кафе и в частных усадьбах сюда не относятся.

Дворовые фонтанчики.

Для нашего города дворовые фонтанчики – это совершенно нетипичное явление. Но и у нас они были. Немного, но были. О них известно очень мало. О некоторых известно только то, что они существовали. О некоторых известно немножко больше. Дворовые фонтанчики существенно отличаются от фонтанов в парках и на площадях. Отличие заключалось в способе водоснабжения.

По способу водоснабжения фонтаны делятся на две категории: фонтаны замкнутого цикла и фонтаны проточные. Проточные фонтаны у нас существовали до конца 60-х годов. Сейчас такие фонтаны не строят. Для фонтанов замкнутого цикла устраивался машинный зал с насосами, которые качали воду из бассейна фонтана в форсунки.

В проточных фонтанах вода их городского водопровода через форсунки попадала в бассейн. А из него уходила в канализацию. Для поддержания воды на постоянном уровне обустраивалась переливная труба. Иногда, когда в водопроводе было слабое давление, устанавливали подкачивающий насос.Расход воды у фонтанов такой системы огромен. При проектировании проточных фонтанов использовали небольшое число форсунок. А визуальный объем фонтана заполняли или декоративной вазой или скульптурой. Если в фонтане была чаша в виде водного каскада, то, как правило, форсунки в бассейне не устраивали. Для экономии воды ограничивали и время работы фонтанов. Их включали в воскресенье и праздничные дни. В остальные дни фонтан выглядел как бассейн с водой.

При подготовке статьи автор этих строк обратил внимание на забавный факт. Все дворовые фонтанчики, известные автору, оказались расположенными на четырех улицах. Только два фонтанчики расположены вне зависимости от «общего правила».

Чтобы оправдать ожидание читателей, начну с фонтанчика со скульптурой.

Фонтанчики улицы Челюскинцев.

На странице «Старый фотоальбом Донбасса» сайта «Facebook» Алексей Николаевич Лабинцев в июне 2018 г. поместил фото фонтана. Фотография имеет подпись: «Январь 1961г. Во дворе ул. Челюскинцев, 167. был фонтан. Иногда даже работал. Но его давно уже нет».Больше об этом фонтане ничего неизвестно. Добавить можно только то, что скульптура «Мальчик с рыбой» типовая. А 5 сентября Евгений Соколов на той же странице того же сайта поместил фотографию, на которой видно часть бассейна фонтана. В аннотации к фотографии было указано: «На данном снимке лучше ощущается «объём». Квартал: б. Шевченко, ул. Горького, пр-т. Театральный, ул. Челюскинцев».Автору этих строк ничего об этом фонтанчике не известно. Судя по размеру бассейна на фото – это довольно таки большой фонтан.

Далее привожу комментарии к публикации. Фамилии комментирующих убраны по соображению корректного отношения к авторам. Часть комментариев, не относящихся к фонтану, удалена.

«– Двор 20 гастронома?

– В правом заднем углу.

– Это где?

– Гастроном «Театральный».

– Фонтанчика наверное нет уже.

– После фонтана была клумба, сейчас всё покрыто тротуарной плиткой.

– Предположительно он находился за нынешним общежитием техникума «Промавтоматики». Фото 1950-52 г. В правой части здание по ул. Челюскинцев, 184.

– Собственно, я уверен на 95%. На этом фото виден фонтан, который в 70-е, уже был клумбой, а сейчас уже снесён».

И это вся информация о фонтане.

Фонтанчики 1 линии.

Очевидно, что первый фонтанчик во дворах жилых домов в г. Сталино появился до Великой Отечественной войны.

В статье «Планирование и строительство г. Сталино» архитектор П. Головченко опубликовал фотографию двора на улице Артема. В центре двора отчетливо различим фонтан.Донецкие краеведы, внимательно изучив эту фотографию, предположили, что на фотографии двор дома №119. Так это или нет – спорить не буду. Но косвенным доказательством этого предположения может служить рассказ одной из жительниц этого дома. В разговоре с автором этих строк она рассказала:

«После войны мы жили в этом доме (ул. Артема, д. 119 – автор). Во дворе был фонтан. Но я не помню, чтобы он работал. Потом тот фонтан сломали и на его месте построили фонтан для охлаждения воздуха в кинотеатре им. Шевченко. Когда и этот фонтан перестал работать, то в нем ребята играли в футбол».Второй дворовой фонтанчик на первой линии, о котором достоверно известно, появился в 1953 году.

13 декабря 1951 года в газете «Социалистический Донбасс» была опубликована статья архитектора В. Силкова «Каким будет этот дом (Сталино, улица Артема, 75 – 77)».Вот фрагмент этой статьи.

«В Сталино, на углу улицы Артема и проспекта имени 25-летия РККА, на месте разрушенной во время войны старой постройки будет сооружен пятиэтажный жилой дом для работников комбината «Сталинуголь». Этот дом на улице Артема примкнет к существующему пятиэтажному дому №79. Вдоль проспекта он дойдет до Пушкинской улицы и примкнет к существующему четырехэтажному дому.

В первом этаже нового дома расположатся образцовая парикмахерская, большой магазин «Детский мир», магазины фруктовый, мороженого и прохладительных напитков, небольшая механическая прачечная, бытовые ремонтные мастерские. Детский сад на 50 ребят запроектирован на втором этаже…

Во дворе дома будут сооружены площадка для отдыха взрослых, детские игровые площадки, дорожки, фонтан, посажены деревья и декоративные кустарники.

Строительство намечено вести в три очереди. Сначала будет сооружена часть дома, выходящая на улицу Артема, затем – по проспекту и по Пушкинской улице. Подготовка к строительству уже началась. В 1952 году начнется и сооружение дома». [1]

Один из жителей дома вспоминал, что фонтанчик был в той части двора, где была построена прогулочная площадка детского сада. К началу 70-х годов фонтанчик был ликвидирован.

О третьем фонтанчике 1 линии известно еще меньше.

На плане Донецка конца 70-х годов в квартале, ограниченном 1 и 7 линиями (ул. Артема и Постышева) и проспектами Садовым и Павших коммунаров, указано наличие дворового фонтанчика. На рисунке этот квартал обведен нижним овалом.Был там фонтанчик или нет – установить не удалось. Можно доверять карте или нет – неизвестно. Но… Во дворе дома на бульваре Пушкина №13 нарисованы два фонтанчика (верхний овал на рисунке). Об этих фонтанчиках будет рассказано дальше. Может быть и фонтанчик на 1 линии существовал.

Фонтанчики улицы имени Кобозева.

«Название «бульвар Пушкина» появилось только в 1955 году. В начале пятидесятых в прессе звучало название: улица бульварного типа имени Кобозева, затем просто бульвар Кобозева и предпоследнее название – бульвар имени Шевченко. Только с сооружением памятника Шевченко названия бульваров были упорядочены. На 1955 год известный нам памятник Шевченко стоял на бульваре, называвшимся именем Пушкина. Понятно, что памятник Кобзарю должен был стоять на бульваре только его имени. Таким образом, бульвар Шевченко стал бульваром Пушкина, а бульвар Пушкина бульваром Шевченко». [2]

Фонтанчики, о которых будет рассказано далее, были построены до 1955 года. Поэтому они с полным правом могут называться «Фонтанчики улицы имени Кобозева». Первый дворовой фонтанчик на улице Кобозева появился до войны возле дома по адресу Бульвар Пушкина д. №3. Для удобства читателей здесь и далее будут приведены современные адреса домов.До войны в этом доме жили руководители областных партийных и государственных органов. Для их отдыха перед домом посадили небольшой сквер и построили фонтанчик. Стоит заметить, что остальные фонтанчики улицы Кобозева тоже были построены для организации отдыха руководящих работников.

В 1949 году закончили восстановление, разрушенного во время войны, дома на пересечении проспекта Комсомольского и улицы Кобозева. А во дворе построили сразу два фонтанчика. Сейчас этот дом имеет адрес – бульвар Пушкина, д. 13. Проект восстановления здания был разработан сталинским отделением Гипрогражданстроя.Остается большой загадкой – почему в одном дворе построили сразу два фонтанчика на расстоянии 30 метров друг от друга. В городе не хватало строительных материалов, особенно цемента, а тут фонтанчики и сразу два!Еще одна загадка фонтанчиков – их нетипичная форма чаши для городских фонтанов Российской империи.

Для любителей статистики: чаша фонтанчика диаметром 800 мм была установлена на шестигранную колонну высотой 1,2 м. Диаметр окружности, описанной вокруг шестигранника, составляет 400 мм. Колонна с чашей была установлена в квадратную чашу со слегка закругленными сторонами. Длина стороны нижней чаши 1.6 м.Диаметр бассейна 3,2 м. Типовая форма фонтанных чаш в Российской империи напоминает вазу на ножке для фруктов. Иногда такие вазы называют «фруктовая горка». Характерной особенностью таких фонтанных чаш является то, что высота ножки чаши равна или меньше диаметра чаши. Наиболее часто встречающееся соотношение высоты ножки к диаметру чаши – 1 : 2. При этом толщина ножки не имела никакого значения. Встречаются и очень тонкие ножки чаш. И ножки, имеющие диаметр до трех четвертей диаметра чаши.

Если у фонтана две или три чаши – вышеуказанное соотношение зачастую не сохранялось. Фонтаны с количеством чаш четыре и более практически не встречаются. Наиболее часто фонтаны строят с одной или двумя чашами. К слову стоит упомянуть, что главный фонтан нашего города первоначально был изготовлен с тремя чашами. При приемке макета фонтана архитектурный совет решил среднюю чашу убрать, сославшись на постановление об архитектурных излишествах. Отвлекшись от повествования статьи, стоит упомянуть о фонтане в парке культуры и отдыха шахты «Ново-Бутовка» в Макеевке. В начале 50-х годов там был построен очень близкий по архитектуре фонтан. [3]И вновь к фонтанчикам во дворе дома №13. Архитектуру фонтанчиков во дворе дома №13 на бульваре Пушкина автор этих строк обсудил с Председателем союза архитекторов ДНР Александром Леонидовичем Пешехоновым. Сославшись на статью главного архитектора г. Сталино Льва Львовича Берберова «Стройки Донбасса ждут проектов» Александр Леонидович высказал очень любопытное предположение. Но сначала фрагмент статьи Л.Л. Берберова.

«Однако, местные и республиканские проекты организации опаздывают с представлением проектно-технической документации. Это отставание вошло в систему и тяжело отражается не только на ходе застройки г. Сталино, но и всего Донецкого бассейна. Если при восстановлении зданий несвоевременное получение проектных материалов лишь тормозило работы и ухудшило их качество, то новое строительство в таких случаях попросту срывается.

Так, например, для строительства 70-квартирного жилого дома комбината «Сталинуголь» была подготовлена площадка, имелись необходимые материалы, механизмы, рабочая сила. Но строительные работы не могли начинаться из-за того, что сталинское отделение Гипрогражданстроя (начальник тов. Д.И. Умрихин) не выдало проектную документацию. Разработанное им проектное задание оказалось негодным. Гипрогражданстрой задерживает также строительство жилого дома и общежития Горностроительного техникума, Межобластных партийных курсов, химического корпуса индустриального института.

Такое же неудовлетворительное положение и в других проектных организациях города – в Сталинугольпроекте, Облкоммунпроекте, Облпроекте, Горпроекте и др.

Город Сталино не обеспечен кадрами проектировщиков; здесь насчитывается не более 10 архитекторов, способных вести проектирование, а им приходится обслуживать и область, объединяющую 29 городов и расходующую ежедневно на капитальное строительство 9 миллионов рублей!

Гипрогражданстрой, например, имеет лишь одного архитектора (тов. Вайцеховского), недавно окончившего институт и, естественно, не имеющего достаточного опыта. Однако, на него возложено проектирование четырех крупных объектов, которые должны быть простроены в кратчайшие сроки. Понятно, что тов. Войцеховский с заданием не мог справиться. Разработанные им проекты были забракованы.

Единственный архитектор Облкоммунпроекта – Н.И. Порхунов – на протяжении последних 6 месяцев выполнил проекты восстановления и реконструкции Областной библиотеки, четырех жилых домов, гостиницы «Донбасс», одновременно проектировал ряд объектов для области и участвовал в экспертизе. Работы этого способного и опытного архитектора стали отличаться самым унылым и непритязательным штампом: из выполненных им 6 проектов для города 4 были забракованы.

Такое же положение в Дорпроекте. Единственный здесь архитектор – тов. Воронцов – проектирует одновременно 6 объектов, и т.д.

При таких условиях главному архитектору города всегда приходится либо допускать к осуществлению в натуре наспех составленный проект, либо задерживать стройку». [4]

Александр Леонидович высказал следующее предположение:

– Из-за отсутствия способных и опытных архитекторов в городе проекты благоустройства придомовых территорий просто не делали. Я не нашел ни одного такого проекта того времени. А благоустройством придомовых территорий руководили прорабы, восстанавливающие дома.

Этот дом восстанавливали военнопленные или румынские, или немецкие. А учитывая тот факт, что в этом доме должны были получить квартиры сотрудники руководства УМВД области и города со званиями не ниже майора, очевидно прораб и распорядился построить фонтанчики по образу и подобию тех, которые он строил у себя на родине. Отсюда и необычная архитектура фонтанчиков.

«Судьба» фонтанчиков сложилась по-разному.

Один был разрушен во время строительства вычислительного центра Управления Донецкой ЖД. Он мешал прокладке каких-то коммуникаций.

Второй в нетронутом виде просуществовал до середины 90-х годов. В середине 90-х годов во дворе дома появилась контора предприятия «Арт Гранит «Эльбрус». Хозяин предприятия решил облагородить фонтан, придав ему современный вид. Стенки бассейна решили отделать гранитом и что-то новомодное установить в центре.

Фонтан разобрали… То ли денег не хватило, то ли интерес у руководства предприятия к фонтану пропал… А на месте фонтана остались развалины…Следующий фонтан на улице Кобозева построили в 1949 году. Фонтан построили во дворе дома №68. История фонтана такова. После войны в городе не было гостиниц для высокопоставленных чиновников из Москвы и Киева соответствующей степени комфортности. И у Управления Донецкой ЖД была аналогична ситуация. Было принято решение для высокопоставленных чиновников построить дом, в котором они могли жить продолжительное время с соответствующим комфортом. На улице Кобозева построили дом №70 . В этом доме только три квартиры. Каждая занимает целый этаж. Для отдыха гостей во дворе был обустроен парк с фонтаном. Территорию двора засыпали землей, чтобы двор был горизонтальным. Стоит обратить внимание на наклон улиц Кобозева и Октябрьской в этом месте. А двор плоский. Со стороны улицы Октябрьской обустроили лестницу и установили два красивых чугунных светильника. Фонтан имел классическую форму с одной чашей. В середине чаши на декоративной подставке была установлена сосновая шишка. В конце 90-х годов фонтан был разрушен.Фонтанчики бульвара Шевченко.

Об этих дворовых фонтанчиках ничего неизвестно. Ни сколько их было, ни в каких дворах их построили. Из воспоминаний пожилых жительниц домов в районе автомагазина на бульваре Шевченко известно, что в некоторых дворах фонтанчики были. Потом из них клумбы сделали. И это вся информация об этих фонтанчиках.

Фонтанчики Ленинского района.

В 1965 году начали восстанавливать Дворец культуры и техники имени Ленина завода имени Сталина. Ныне это Центр славянской культуры. В 1967 году «Возрожденный из руин встретил славное 50-летие Дворец культуры металлургов имени В.И. Ленина». [5] Слова «славное 50-летие» в заметке означают 50-ю годовщину Октябрьской революции.В 1968 году институтом Донецкпроект был разработан проект «Реконструкции и благоустройства парка ДК им. Ленина». Проектом предусматривалось строительство детской площадки с фонтанчиками и плескательным бассейном.Проект благоустройства парка осуществлен не был. А вот плескательный бассейн из этого проекта построили во дворе домов №4 и №6 по улице Кирова. Проект доработали. В результате получился небольшой фонтанчик и плескательный бассейн. Форсунки фонтана защитили специальной сеткой, чтобы дети не могли пораниться. В конце 60-х годов летом этот бассейн был самым посещаемым местом окрестной детворы. Дети выросли… Бассейн пришел в упадок… Сейчас от него осталась только чаша.По плану ЖКО металлургического завода должен были построить шесть таких фонтанов на территории района. Но построили только один.

В 1956г на территории строящегося тогда квартала 15 — 16. должны были построить фонтанчик и организовать сквер. Но, в соответствии с постановлением об архитектурных излишествах, фонтанчик не построили.Квартал 15-16 – это территория, ограниченная улицами Воровского и Луговцова, с севера Ленинским проспектом. Улица, ограничивающая этот квартал с юга, названия не имеет.

Мужик с баяном.

Самый загадочный фонтан со скульптурной группой находился во дворе четырех домов: №8 и №10 по бульвару Шахтостроителей и №90 и №92 по ул. Краснофлотской. Почему во дворе хрущовок в 1964 году разбили сквер, построили фонтан с 9 метровым круглым бассейном и установили почти 3-хметровую скульптурную композицию остается загадкой. В начале дорожки, которая вела к фонтану, установили еще и две статуи: пионер с горном и пионерка с поднятой правой рукой в пионерском приветствии. И все это построили на площадке, закрытой со всех сторон домами.Кто автор скульптурной группы фонтана неизвестно. Но есть одно предположение. В ГАДНР хранится фонд Р-5180 «Донецкий областной художественно-производственный комбинат художественного фонда СССР. В протоколах заседания художественного совета за 1963 год есть такая запись: «3-х фигурная скульптурная композиция «Фонтан». Материал – глина. Автор – Гевеке. Высота – 1,5 м. Заказчик – Красноармейский горкомхоз». [6] За эту работу Гевеке получил гонорар 1700 руб. Учитывая, что Гевеке мастер монументальных композиций, стоит предположить, что вышеупомянутая скульптура создана им. Но это только предположение.

Почему построили фонтан, зачем его спрятали в закрытый со всех сторон двор – об этом можно только догадываться. Сейчас от фонтана остались только развалины.Может быть, в Донецке были или еще есть другие дворовые фонтанчики, но автор пока о них не знает…

Владимир Мартыненко

Литература

  1. Силков В., Каким будет этот дом (Сталино, улица Артема, 75 – 77) // Газета «Социалистический Донбасс». — №253 – 1951. – 13 декабря.
  2. Степкин В., Пешехонов А., Болотин А. История бульвара Пушкина. // Сайт «Донбасское географическое общество» URL: http://dongeosociety.ru/pushkin-blvd1/ (дата создания: 15.04.2016).
  3. Щаранский Б. Фонтан в парке // Газета «Социалистический Донбасс». — №188 – 1952. – 9 августа.
  4. Главный архитектор г. Сталино Берберов Лев Львович «Стройки Донбасса ждут проектов»
  5. Общий вид Дворца // Газета «Металлург». — №86. – 1967. – 4 ноября
  6. ГАДНР Р-5180 Оп.1 Д.20 Л.60 «Протоколы заседания художественного совета за 1963 г. Протокол №20 за 29 августа 1963 г.»

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...