Донецкие фонтаны со скульптурами. Часть 4

Рубрика: Под сенью струй серебряных

На призыв: «Давайте вместе напишем историю Донецких фонтанов со скульптурами» откликнулся Донецкий краевед Семен Левада. Он прислал статью о фонтане во дворе больницы №5.

Фонтан в больнице №5. Халтура эпохи «Сталинского классицизма»

Советскую архитектуру конца 40-х — начала 50-х годов очень часто именуют «Сталинским классицизмом».

В градостроительстве уделялось большое внимание помпезности не только в строительстве жилых зданий и общественно-культурных учреждений. Общие для стиля композиционно-художественные принципы — иерархичность, парадность, монументальность, декоративность, театральность.

Большое внимание отводилось помпезности и в вопросах зеленого строительства. Зеленое строительство стало представлять один из важных параметров, характеризующих заметные изменения в культурно-цивилизационном ландшафте городов, начиная с 30-х годов, когда были разработаны официальные установки и научно-практические рекомендации по зеленому строительству и скульптурному оформлению парков, садов и скверов в СССР. Неотъемлемой частью парков и скверов, наряду со скульптурой, были фонтаны. Одновременно с классическими фонтанами в виде чаши стали «модны» фонтаны со скульптурными группами в центре.

Садово-парковая скульптура, архитектура павильонов, фонтаны, парковая мебель и прочие элементы благоустройства парковой территории должны были создавать требуемые официальные образы в городском ландшафте советской эпохи. В то же время они должны были обозначать отличительные черты того или иного объекта зеленого строительства в общем архитектурно-планировочном пространстве города, его внутреннюю топографию в качестве специального места для «культурного досуга» и отдыха жителей. Тематика скульптур должна была соответствовать объекту зеленого строительства. Возле стадионов — спортсмены. В больницах — скульптуры на медицинскую тематику.

Широкое распространение получили типовые скульптуры, созданные в 30-е годы скульптором Н.В. Крандиевской для мастерской «Всекохудожник», выпускавшей типовые произведения «малых форм» для парков, садов и стадионов.

За этими произведениями «малых форм» закрепилось собирательное нарицательное имя «Девушка с веслом», обозначавшее времянку, халтуру, откровенную конъюнктурную поделку, выполненную из «тоталитарного» железобетона.

Часто выполнялись и индивидуальные заказы на садово-парковую скульптуру. Но художественная ценность таких скульптур зачастую была невысока.

В Донецке сохранился единственный артефакт того времени — эпохи халтуры «Сталинского классицизма». Больница №5 располагается в центральной части города Донецка. Часть больницы выходит на шумную магистраль, но основные корпуса ориентированы на тихую зону. Больница обосновывалась постепенно, сначала появился корпус поликлиники, — бывшее здание детского сада.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-01

Фото 1 Корпус поликлиники больницы №5

В 1952 году достроен корпус водолечебницы. Стены корпуса выполнены в классическом стиле с использованием лепнины в виде филенок, лопаток, карнизов и антаблементов, венчающих композицию ордерной системы. Характерным приемом классицизма данного здания являются выступающие коринфские портики, несущие антаблементы. Белые колонны выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных оконными проемами без наличников.

Западная стена корпуса.

Фото 2 Корпус водолечебницы больницы №5

Восточная стена корпуса.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-03

Фото 3 Корпус водолечебницы больницы №5

В 1969 году построили корпус стационарного отделения для пациентов. Корпус стационара слабо соответствует общему стилевому решению больничного комплекса. Здание было возведено по типовому проекту.

Здания больницы создают П-образную форму в плане и образуют внутренний дворик на территории больничного комплекса, где благоустроен парк для пациентов — лавочки и большое количество зелени. И, конечно, скульптурный фонтан.

Фонтан построен в 1952 году, одновременно со строительством корпуса водолечебницы. Он представляет собой небольшой восьмиугольный бассейн с бетонной скульптурой в центре.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-04

Фото 4 Фонтан больницы №5. Общий вид.

Этот фонтан интересен именно своей скульптурой — сложной многоярусной композицией из животных, главный элемент которой ­- сова.

В самом низу расположена черепаха. На ней восседает сова, к спине которой прикреплена медицинская чаша с обвивающей ее змеей.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-05

Фото 5 Фонтан больницы №5. Сова.

 

 

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-06

Фото 6 Фонтан больницы №5. Черепаха.

Очень сложно понять символический смысл, который автор заложил в скульптуру.

С черепахой и змеей все ясно. Змея, обвившая чашу — символ медицины. Черепаха — всеми почитаемый символ долголетия (в связи с большой продолжительностью жизни), ассоциируемый с идеей бессмертия и восприятия жизненной силы.

А вот с образом совы, в данном случае, не все так однозначно. Сова является амбивалентным символом. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Являясь атрибутом богини Афины, сова символизирует мудрость, познание. Совы обладают способностью видеть ночью, видеть все вокруг себя, не двигаясь с места, а только поворачивая голову, у них мудрый проницательный взгляд. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что сову связывали со смертью и оккультными силами. В народе ее считают (сову или филина) птицей смерти. Даже есть народная пословица: «Если в саду кричит филин — жди в доме покойника»… А для больницы — это «особенно» актуально.

Если змею, черепаху и сову можно как-то объединит в единый образ медицины. То наличие в скульптурной группе сокола ставит в тупик. В фольклоре сокол символ молодого воина. Что же он символизирует в этой скульптурной композиции?

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-07

Фото 7 Фонтан больницы №5. Сокол.

Давайте отвлечемся от символики, и посмотрим на конструкцию фонтана с инженерной точки зрения.

Медицинская чаша должна иметь тонкую ножку. Для того чтобы она не отломалась, в скульптуру необходимо вмонтировать дополнительный упрочняющий элемент — металлическую трубу или арматурный каркас. Это может несколько усложнить работу скульптора. Скульптор поступил очень рационально. Вместо дополнительного упрочняющего элемента, он расширил «ножку чаши», поместив в это место фигуру сокола.

С другой стороны чаши скульптор, очевидно, тоже хотел вылепить сокола (или индюка). То ли времени не хватило, то ли обуяла лень…

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-08

Фото 8 Фонтан больницы №5. Крыло второго сокола.

Вместо второго сокола только правое крыло. Может быть это капюшон кобры? Но тогда кобра инвалид — капюшон только с одной стороны. Да и кобра больше похожа на Лох-Несское чудовище, чем на змею.

Все вышеперечисленное не очень интересно. Ступор вызывает последний элемент композиции: с обратной стороны чаши крыло. Крыло положено по диагонали.

Фото 9 Фонтан больницы №5. Второе крыло второго сокола.

Кому принадлежит крыло? Почему крыло только одно? Если это часть капюшона кобры, то почему в виде крыла? Если это крыло сокола, то где голова сокола? Вопросы… вопросы… вопросы.

Наверное, скульптор сделал работу так, как ему было удобно. И ему не было совершенно никакого дела ни до смыслового символизма скульптуры ни до ее «художественной» ценности… О фонтане можно сказать только одно — это классическая халтура времён «Сталинского классицизма». Халтура — она и есть халтура. Узнать, кто автор фонтана не удалось.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-10

Фото 10 Фонтан больницы №5. Вид справа.

 

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-11

Фото 11 Фонтан больницы №5. Вид слева.

И все же, хотя фонтан и халтурен, это единственный артефакт той эпохи в нашем городе. Это пример ширпотребовского отношения к садово-парковой скульптуре 40-х — 50-х годов.

Семен Левада

P.S. Вместо послесловия.

Сохранение авторских прав на публикации на просторах интернета – проблема нерешаемая. Несколько огорчает, когда перепечатки статей идут без указания автора. Но более печально, когда при перепечатке статьи указывается другой автор.

В связи с вышеизложенным, автор делает официальное заявление:

«Краевед Granit на сайте «Шукач» перепечатал эту статью, проиллюстрировав ее своими фотографиями. При этом автора статьи не указал.

Поэтому, для иллюстрации все той же статьи, публикую фотографии Granitа, размещенные на вышеуказанном сайте, без разрешения автора фотографий. Указывать автора фотографий тоже не собираюсь.

Так будет справедливо!»

Чтобы продолжить тему о фонтанах со скульптурами в лечебных учреждениях нашего города хочу упомянуть еще о двух фонтанах.

Первый находится на территории Лидиевской тюрьмы, реорганизованной из ЛТП.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-12

Фото 12 Фонтан в ЛТП. Эта фотография и информация о месте установки фонтана взяты на сайте «Форум газеты «Поиск» в разделе «Фонтаны Донецка».

Второй фонтан со скульптурой: нижний бассейн фонтанного каскада возле Донецкого регионального центра охраны материнства и детства. Центр находится на территории Городской клинической больницы №1 (больница Вишневского). Фонтан расположен в небольшом парке, являясь его главной достопримечательностью.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-13

Фото 13 Верхний бассейн фонтана возле ДРЦОМД.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-14

Фото 14 Каскад фонтана возле ДРЦОМД.

 

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-15

Фото 15 Нижний бассейн фонтана возле ДРЦОМД.

Рядом с каскадом фонтанов установлены несколько скульптур, посвященных матерям и детям. В парке есть скульптура, посвященная и отцам.

Четыре мужские фигуры, стоящие спинами друг к другу, с букетами в руках, высоко подняли цветы, будто высматривая в окошках роддома своих малышей. Такими увидел счастливых отцов автор памятника Вячеслав Гутыря, скульптор из Краматорска Донецкой области

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-16

Фото 16 Памятник отцам возле ДРЦОМД. Фото взято на сайте «Шукач».

Автору этих строк ничего не известно о фонтане возле ДРЦОМД.

Буду очень благодарен, если кто-нибудь поделится информацией: когда построен, кто автор композиции и проекта фонтана, кто автор скульптуры, предприятие, которое построило фонтан. Чем больше информации – тем лучше всем читателям сайта.

Член ДГО Владимир Мартыненко

Уважаемые читатели! Больше об истории Донецких фонтанов Вы узнаете в следующих выпусках рубрики «Под сенью струй серебряных».

 

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...