Малоизвестные факты о Сталинской городской железной дороге

В 1924 – 25 гг. в городе Сталино возникла транспортная проблема:

«С развитием промышленности и торговли, расположенность города Сталино вдали от ж.-д. станции все более и более дает себя знать и выпячивает вопрос о регулярной nordiskaprojekt связи города со станцией. По приблизительному подсчету, в город ежедневно прибывает до 500 человек и привозится и вывозится до 80 вагонов грузов.» [1]

Для решения этой проблемы попытки предпринимались еще в 1924 году.

«Губисполком возбудил ходатайство перед ВУЦИКом о предоставлении возможности в г. Юзово пользоваться станцией «Бальфуровка», находящейся в самом городе как станцией городского значения.

С переменой подвозной станции явится возможность удешевить продукты первой необходимости, т.к. перевозка их гужем со ст. Юзовки, находящейся в 8 верстах от города, вызывает большие накладные расходы». [2]

Большая арендная плата, оговоренная заводом Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства, сразу сделала проект использования станции «Бальфуровка» нерентабельным. Дороговизна пропуска груза по комбинатовской ж.-д. ветке, был не выгодна торгующим организациям.

Эта проблема заставила Окружной исполнительный комитет (сокращенно «Окрик») и Горсовет заняться проблемой строительства трамвая в Сталино.

Об истории трамвайного сообщения Донецка написано множество статей. И даже в этом информационном изобилии есть истории, о которых многочисленные авторы или умолчали, или забыли, или просто не знали.

Вот несколько интересных фактов о Сталинской городской железной дороге (далее СГЖД).

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-1

Фото 1 Второй трампарк СГЖД.

Знаете ли Вы, что:

— Перед началом проектирования СГЖД в Окрике велись жаркие дискуссии:

«Проектирование сооружения трамвая в Сталино является не совсем рациональным. Один лишь факт, что на тринадцати километрах пути будут обращаться лишь пять вагонов, показывает, что трамвайный тариф будет очень дорог.

Поэтому перед окончательным решением постройки трамвая выдвигается проект о создании вместо трамвая автобусного движения.

Автобусное сообщение в Сталине помимо удешевления проездного тарифа имеет преимущества еще благодаря большей эксплуатационной гибкости и полной независимости.

Сооружение шоссе для автобусов будет гораздо дешевле трамвайной линии уже потому, что при автобусном движении не приходится производить расход на электрическую энергию. Кроме этого, для получения электрической энергии нужно или иметь собственную электростанцию или же получать энергию со Сталинского комбината. То и другое является неудобным и невыгодным». [3]

Кто лоббировал интересы автобусников неизвестно. Победили трамвайщики.

— «Трамвай даст возможность обслуживать не только пассажирское, но и товарное движение. На автобусах товарное движение признано невыгодным. Прокладка трамвайных рельс обойдется дешевле, чем шоссе для автобусов. Окрместхоз идею автобусного движения отклонил.

Проектируемый Местхозом трамвай имеет в виду, главным образом, грузовое движение, доходящее ныне в среднем до 25.000 пудов в день и имеющее неуклонную тенденцию к повышению. Каждый день на станцию Сталино для города получается около 20.000 пудов вагонного груза и 2.000 пудов грузов пассажирской скорости. Город отправляет ежедневно на ст. железной дороги разных грузов около 3.000 пудов». [4]

— «По предварительным данным постройка трамвайной линии по г.Сталино обойдется в 350 – 400 тыс. руб». [5] Позже смета неоднократно увеличивалась.

— Для организации работ по строительству СГЖД  был создан при Донтехникуме им. Артема (ныне ДонНТУ) Контора постройки Сталинской электрической железной дороги. [6]

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-2

Фото 2 Угловой штамп бланка КПСЭЖД.

— На строительстве СГЖД была большая нехватка материалов. Необходимые материалы добывали по-разному. [7]

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-3

Фото 3 Объявление в газете

— Рельсы для СГЖД были изготовлены на заводах Югостали. [8]

— Шпалы для СГЖД на стройку поставляло акционерное общество «СТАР» (Сталинская трудовая артель рабочих). [8]

— Все земляные и планировочные работы на строительстве первых трамвайных линий проводились вручную. [6]

— Сразу СГЖД использовалась в двух вариантах: для перевозки пассажиров использовали вагоны на электрической тяге, для перевозки грузов использовали паровозы διαδικτυακά καζίνο ελληνικά. [9]

— «Проезд на передней площадке моторных вагонов разрешался только строевому составу Административной Милиции в установленной форме в общем числе не более 3-х человек на площадке, а также лицам, имеющим на это особое удостоверение». [10]

— В мае 1929 года на заседании Комиссии Кольцевания электротрамвая Сталинского округа рассматривался проект кольцевания трамвайных линий. Целью этого проекта было создание «единой трамвайной линии, проходящей через Щегловку на Макеевку – Харцизск, на Буденовку через Мушкетово, на Ларинку – Смолянку и ст. Сталино, на Рутченково через Петровку». [11]

— Трамвайно-троллейбусное управление города Сталино в целях улучшения обслуживания пассажиров в ночное время ввело с 20 сентября 1952 года помаршрутную световую сигнализацию трамвайных поездов. Для этого устанавливаются цветные линзы в лобовой части моторного вагона в следующем порядке: [12]

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-4

Фото 4 Цвета лампочек

Литература:

  1. Трамвай в Сталино. // Газета «Диктатура Труда». — №217. – 1925. – 27 сентября. – С.3.
  2. Бальфуровка и станция городского значения // Газета «Сталинский рабочий». – 1924. – 10 марта. – С.3.
  3. Го-ко В. .Трамвай или автобус? // Газета «Диктатура Труда». — №228. – 1925. – 10 октября. – С.2.
  4. Завокрместхозомт Сбежнев. В Сталино трамвай должен быть построен. // Газета «Диктатура Труда». — №240. – 1925. – 24 октября. – С.3.
  5. Сталино за день. Постройка трамвая. // Газета «Диктатура Труда». — №208. – 1925. – 15 сентября. – С.3.
  6. ГАДНР Р-279 Оп.1в Д.6 Л.6
  7. Объявление. // Газета «Диктатура труда». — 1926.
  8. ГАДНР Р-279 Оп.1 Д.1в Л.5
  9. ГАДНР Р-279 Оп.1 Д.14 Л.17
  10. ГАДНР Р-279 Оп.1 Д.21 Л.208
  11. ГАДНР Р-131 Оп.1 Д.415 Л.18
  12. Объявление. // Газета «Социалистический Донбасс». — №227. – 1952. – 24 сентября. – С.4.

Член ДГО Владимир Мартыненко

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...