Донецкие фонтаны со скульптурами. Часть 5.

Под сенью струй серебряных

Примеру Семена Левады последовал и Донецкий краевед Анатолий Жаров. Он дополнил историю донецких фонтанов со скульптурами рассказом о «Фонтане мира».

Тайна «Фонтана мира» в городе Сталино

Этот фонтан хорошо помнят старожилы Донецка. Находился он на бульваре Шевченко примерно в ста метрах позади памятника Кобзарю, напротив входа в областной художественный музей. Возле фонтана с архитектурной композицией, изображающей женщину с детьми (в руке одного ребенка был голубь) и преклоненных перед ней нескольких человек, представляющих различные расы, назначали свидания влюбленные и чинно прохаживались степенные пары. Теперь же на его месте паркуются машины чиновников различного ранга, которые съезжаются на совещания в здание областной государственной администрации.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-1

Фонтан мира

В послевоенное время фонтаны стали неотъемлемым элементом благоустройства советских городов. Решили построить фонтан и в центре Сталино, да не простой, а с пропагандистским смыслом. Тогда в Советском Союзе (да и не только в нем, но и действительно по всему миру) ширилось движение борцов за мир. В 1951 году был создан Фонд мира (в этом году у него юбилей — 55 лет со дня образования). В СССР был принят специальный Закон «О мире», в котором пропаганда войны расценивалась как преступление против человечества.

Кроме того, в середине 50-х годов прошлого века советская страна готовилась к знаменательному событию — VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который начался 28 июля 1957 года в Москве под лозунгом «За мир и дружбу». Гостями фестиваля стали 34 тыс. человек из 131 страны мира. Он готовился в течение двух лет. Это была запланированная советскими властями акция по освобождению народа от сталинской идеологии. Символом молодежного форума, на который прибыли делегаты от левых молодежных организаций мира, стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо. Фестиваль стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для юношей и девушек и самым массовым за свою историю. Он пришелся на середину хрущевской оттепели и запомнился своей открытостью. Вот тогда, видимо, и решили в Сталино возвести фонтан, который старожилы называют то «Фонтаном мира», то «Фонтаном дружбы народов».

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-2

Заметка из газеты «Социалистический Донбасс»

Стройка была комсомольской. «Это наши ребята Валентин Дегтярев и Владимир Скачков. Что знаменательного произошло в их жизни и в жизни всей группы седьмого октября? С самого утра мы взялись за лопаты и носилки и три часа до занятий трудились на нашей стройке. Вы спросите: что это за стройка? Наша. Учащихся Сталинского горного техникума. В сквере, где пересекаются бульвары Пушкина и Шевченко, будет фонтан. Соорудить его взялись наши комсомольцы. Это будет нашим подарком городу в честь 40-летия Октября. Пока что мы долбим землю, грузим ее на машины, готовим площадки под асфальтирование, бетонируем фундамент. Работы предстоит немало: нужно выбрать 250 кубометров земли, сложить 40 кубометров кирпичной кладки, уложить 50–60 кубометров бетона. Каждая группа отрабатывает по три часа в неделю», — так описали в газете свое участие в строительстве фонтана учащиеся техникума.

С помощью документов Государственного архива Донецкой области удалось выяснить, сколько эта стройка стоила и как же все-таки назывался этот фонтан. В протоколе №30 заседания исполкома Сталинского горсовета от 19.12.1956 года (ГАДО, Ф-Р279, оп. 3, д. 1465, л. 37) было найдено решение №30/430 об утверждении сметной документации на строительство фонтана «Миру — мир» в городе Сталино на сумму 398,6 тыс. рублей. Документ подписали зам. председателя Сталинского горсовета П. Анисимов и секретарь Сталинского горсовета С. Брежнев.

Общестроительные работы проведены на сумму 212 тыс. 74 руб., скульптурные работы — 117 тыс. 812 руб. (оборудование — 101 тыс. руб., монтажные работы — 16,8 тыс. руб.). Внутреннее оборудование фонтана водопроводом, канализацией стоило 24,6 тыс. руб., наружный водопровод — 31,3 тыс. руб. На проектно-сметные работы было потрачено 1,1 тыс. руб. Затраты на непредвиденные расходы составили 3% — 11,7 тыс. руб. В смете, например, записано, что фундамент фонтана заливали бетоном марки №75.

Точную дату открытия фонтана пока выяснить не удалось, но это событие произошло в 1957 году, т.к. в отчете об экономическом и социально-культурном развитии города Сталино за тот год фонтан значится вместе с другими построенными культурными объектами: памятником «Борцам за Советскую власть» в сквере Павших коммунаров, памятником молодым подпольщикам в Авдотьино и фонтаном на площади Ленина.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-3

Фонтан «Миру – мир»

 

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-4

Фонтан «Миру – мир»

Однако судьба «Фонтана мира» в городе Сталино оказалась печальной. Он просуществовал недолго. Точную дату его сноса не вспомнил никто, но среди списка памятников архитектуры города Донецка, утвержденного на заседании исполкома 18 июля 1973 года (ГАДО, Ф-Р279, оп. 4, д. 713, л.73), «Фонтана мира» не оказалось.

Вообще, с архитектурными памятниками в нашем областном центре просто беда. Видимо, этот утвержденный перечень имел в виду начальник Главного управления градостроительства и архитектуры Донецка Станислав Ващинский. Он сказал в 2011 году журналистам, что все памятники зодчества у нас давно выявили в 70-х годах прошлого века. К сведению уважаемого Станислава Леонидовича, в том перечне указаны только 45 крупных зданий. Ни один объект садово-парковой архитектуры в этот список не попал, даже тот же фонтан на площади Ленина.

По всей видимости, заниматься выявлением памятников архитектуры и истории в нашем городе не принято — очень много мороки. Поэтому совсем скоро те здания в центре Донецка, которые были построены еще в старые юзовские времена, окончательно потеряют свой первоначальный вид, а мы забудем, как они выглядели. Понятное дело, что нынешняя реконструкция потерявших свою привлекательность домов — благое дело. Но можно было бы, например, обязать собственников зданий при подготовке проектной документации сделать несколько фотографий того же старого купеческого особняка и хранить их на электронном диске в папке с документами в Главном управлении градостроительства и архитектуры. Через 30 лет такие фотоматериалы станут очень ценным иллюстративным материалом для историков и краеведов.

Но вернемся к «Фонтану мира» в городе Сталино. Старожилы вспоминают, что в последние годы перед сносом символ мира и дружбы народов имел довольно неприглядный вид: слезла краска; одного из голубей, пьющего воду из чаши, вообще не стало и т.д. Поэтому и решение о его ликвидации было принято городской властью, наверное, без особого сожаления.

Автору этих строк удалось выяснить, что авторами этого фонтана были уважаемые во всем Советском Союзе мастера.

Их имена (во всяком случае двоих из трех авторов) помогли установить архивные документы. В смете на изготовление и монтаж 10-фигурной композиции на тему «Миру — мир» из железобетона с мраморной крошкой (ГАДО, Ф-Р279, оп. 3, д. 1466, л. 67, 67) четко указано, что это работа скульптора Писаревского, архитектора Луцкого и художника Овчинникова. Из той же сметы выясняется, что саму скульптуру сделали в Москве на Первой скульптурной фабрике Художественного фонда СССР. Даже указана стоимость упаковки и транспортировки скульптуры в Сталино из советской столицы — 7563 руб.

Скульптором был Лев Моисеевич Писаревский (1906, Рыбинск — 1974, Москва).

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-5-%d0%bb%d0%b5%d0%b2-%d0%bc%d0%be%d0%b8%d1%81%d0%b5%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87-%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%b0%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9

Известный в Советском Союзе мастер, участник Великой Отечественной войны. Наша архитектурная композиция значится в автобиографическом списке работ ваятеля за 1964 год среди садово-парковых скульптур как 10-фигурная композиция дружбы народов. Это помог нам установить зам. директора Рыбинского музея-заповедника Сергей Овсянников.

Еще в шестнадцатилетнем возрасте Лева Писаревский из целого воза где-то раздобытой глины вылепил свою первую скульптуру — голову красноармейца. В 1926 году он уехал в Москву, сдал экзамены в Художественный институт и был принят на скульптурный факультет. Ему довелось учиться у крупнейших советских скульпторов В. Мухиной, И. Чайкова, И. Ефимова. В 1930 году Лев Моисеевич получил диплом скульптора-монументалиста.

Войдя в коллектив московских скульпторов, Писаревский предельно заполнил свою жизнь творческими и общественными делами. Диапазон творчества мастера в пластике был широк и многообразен. Он делал большие статуи для монументов, работал в области скульптурных сооружений и общественных зданий, создавал бюстовые портреты и многофигурные композиции.

Первой монументальной работой молодого скульптора был памятник Ленину в Керчи (1933 год). В период с 1943 по 1958 год он создал монументы Сергею Лазо во Владивостоке, Ивану Гончарову в Ульяновске, Абаю в Алма-Ате, Тарасу Шевченко в Орске, Николаю Некрасову в Ярославле, Александру Пушкину в Кемерово и др.

Лев Писаревский — участник Великой Отечественной войны с первых ее дней. В тяжелом 1941 году он командовал отрядом народного ополчения в Москве, затем был политработником и военным художником в Севастополе. Здесь в 1944-1946 гг. он реставрировал изуродованный снарядами памятник герою Севастопольской обороны 1854-1855 гг. генералу Тотлебену и создал портреты русских флотоводцев Ушакова, Нахимова, героя 1905 года лейтенанта Шмидта. Многие произведения скульптора вошли в экспозицию Севастопольского музея Военно-Морского флота. В Севастополе на местах ожесточенных боев были установлены выполненные Писаревским мемориальные памятники Героям Советского Союза политруку Н. Фильченкову, летчику генерал-лейтенанту Н. Острякову, старшему матросу И. Голубцу. В 1950-1960 гг. скульптор изваял серию героев Бреста.

Многие годы Лев Моисеевич преподавал в Художественном училище памяти 1905 года (впоследствии МГПИ им. Ленина). Здесь он был руководителем кафедры декоративно-прикладного искусства на художественно-графическом факультете. За диссертацию «Лепка головы человека» в июне 1956 года ему была присуждена степень кандидата искусствоведения. В 1962 году эта диссертация была выпущена отдельной книгой для практического руководства. По методическим программам доцента Писаревского до сих пор занимаются студенты художественных вузов и училищ. Вот такой скульптор принимал участие в создании «Фонтана мира» в городе Сталино.

В поисках биографии архитектора пришлось покопаться дольше. Но все же удалось выяснить, что это был руководитель мастерской внешнего оформления и малых форм садово-парковой архитектуры в Москве Георгий Ипполитович Луцкий (31.08.1907 — 1971, Москва, Новодевичье кладбище).

Это он в 1945-1946 гг. сделал чугунную ограду Тверского бульвара, Арбатского сквера (там он еще и участвовал в создании фонтана) в столице СССР. Не исключена возможность, что именно по чертежам из книги Георгия Луцкого о чугунных решетках было сделано и знаменитое ограждение вокруг Горсада в городе Сталино.

Кроме того, известно, что Георгий Ипполитович Луцкий вместе с коллегой Л. Лоповок разработали проект построенного в 1954 году павильона «Строительные материалы» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (сейчас Всероссийский выставочный центр). Ныне это памятник истории и культуры государственного значения в Российской Федерации.

К сожалению, точно установить имя художника, который вместе со скульптором и архитектором принимал участие в создании архитектурной композиции на тему «Миру — мир» в городе Сталино, не удалось. Уж очень распространенная фамилия — Овчинников. Не исключена возможность, что им мог быть Владимир Иванович Овчинников (14 июля 1911 г., село Есиповка, Саратовская губерния, Российская империя — 22 июня 1978 г., Ленинград, СССР) — русский советский художник, живописец, пейзажист, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

«Владимир Иванович был очень одаренным человеком, от природы ему было дано многое. Мне часто приходилось бывать с ним на творческих базах. Работал он там очень плодотворно, интересно, но работы не любил показывать никому. Приходя на этюд, он не спеша, долго всматривался в натуру, потом делал на палитре рамочку с пропорциями холста и в цвете воспроизводил отношения будущего этюда. Любой этюд он начинал с неба. Мне он говорил: «Никогда не торопись начинать писать, вначале присмотрись, какой сегодня день: розовый, голубой, серый и т.д.». Терпеть не мог одинаковых в цвете холстов, заученных, как он говорил, а тем более если север и юг писался одинаково в цвете», — такие воспоминания о живописце остались у художника Петра Васильева.

Член ДГО Анатолий Жаров

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...