Posted on 25 октября, 2016
Люди в Донбассе. Художник Перетятько. Автоинтервью.
Художник и нехудожник смотрят на вещи несколько по-разному. Глядя на картину, не всегда понимаешь, кто или что это, зачем так и почему не этак. Наш земляк Александр Перетятько решил помочь зрителю проникнуть в мир собственного творческого воображения. Смотрим на картину.
«…И это было, и это пройдет…» — древнее библейское изречение напоминает нам, смертным, о постоянстве и единстве законов, управляющих этим бренным миром. Его развитие происходит по нескончаемой спирали, а посему все жизненные события и явления, сколь уникальными и неповторимыми они бы не казались отдельному человеку или обществу в целом, есть отражения подобных событий и явлений, уже имевших место на предыдущих витках эволюции. Бесчисленные поколения людей прошлого так же, как их нынешние потомки, любили, страдали, радовались, ненавидели, воспаряли мечтами в заоблачные выси или падали в бездну порока — ничто не ново на Земле. Если же рассматривать развитие цивилизации в целом, то каждая эпоха имела свои революционные вехи: овладение огнем для наших далеких предков было не менее, а скорее всего, и более грандиозным скачком, чем использование атомной энергии в наши дни, а строительство сооружений, подобных египетским пирамидам, не под силу и современной технике. Быть может, правы были древнекитайские философы, полагавшие, что эволюция мироздания движется в обратном направлении — от Золотого века к первичному хаосу?
Как бы то ни было, мир многообразен, но един, прошлое неразрывно связано с настоящим, а значит, и влияет на будущее. Уважительное отношение к опыту человечества, его изучение и обобщение — один из способов избежать повторения вчерашних ошибок.
Данные тезисы и были положены автором в основу представленной картины. На ней изображены двое молодых людей, пораженно рассматривающих открывшийся их взору палеонтологический реликт — запечатленные в скале окаменевшие останки гигантской ископаемой рыбы. Однако среди костей ее скелета отчетливо просматриваются очертания современных устройств и механизмов — турбины, двигателя, рулевой системы и даже платы бортового компьютера. Что это — останки вымершего живого существа, неведомо кем созданной машины, их некого симбиоза или, вообще, призрачное видение пробудившейся генетической памяти? Увиденное вызывает в сознании персонажей ощущения уже ранее знакомого и пережитого, т.е. возникает парадоксальная ситуация déjà vu – психологического термина, послужившего названием данного произведения.
А теперь вопросы автора самому себе и ответы на них:
«Ну, вот я, наконец, и снова «поймал свою Большую Рыбу», или это она поймала и не отпускала меня на протяжении долгого барахтанья в безбрежном океане масла, растворителей и красок? Ну, прямо, «Старик и море» какие-то… Как бы то ни было, картина под уже известным названием DEJA VU (ДЕЖА ВЮ) образца 2016 года окончена, покрыта добротным английским лаком категории «сатин», обрамлена рамой и определена на своё место в домашней галерее.
При сохранении общей композиции от первоначальной версии двенадцати-летней давности она отличается увеличенным форматом (70х44 см), более тщательной проработкой деталей, а также несколько «закатным» колоритом, отчасти обусловленным использованием предварительно тонированного светлой охрой грунта холста.
Замысел этого полотна, входящего в серию под условным названием «Палеомеханика», остался неизменным и традиционно изложен в виде прилагаемого к произведению авторского комментария (см. альбом «МОИ КАРТИНЫ»). Это же небольшое эссе представляет собой попытку ответа на наиболее часто возникающие у зрителей вопросы.
Вопрос: Почему автор написал копию уже существующего своего произведения, а не работал над новым?
Ответ: Это не копия (для копирования в качестве образца используется картина, созданная другим художником, а не собственная) и даже не авторское повторение (прежнее изображение не повторено «один в один»), а новый вариант ранее написанной работы (ремейк, если хотите), выполненный на более высоком художественно-техническом уровне, включающем некоторые доработки и уточнения.
В: Почему из десятков предыдущих картин была выбрана именно эта?
О: Мне, разумеется, близки практически все созданные ранее авторские работы, но это вовсе не означает, что на сегодняшний день сюжет каждой из них целесообразно повторять или перерабатывать. Тем более, что темы каких-то картин по той или иной причине стали для меня менее актуальны, а какие-то сегодня просто затруднительно воспроизвести по ряду причин. Это же полотно – другого порядка. Во-первых, оно оптимистично по своему внутреннему настроению и колориту, что само по себе немаловажно. Во-вторых, отношения Мужчины и Женщины всегда остаются загадкой, лежащей в основе человеческой жизни. Этой извечной теме посвящено бесчисленное количество произведений искусства, и автор не мог оказаться в стороне от неё. В-третьих, я вырос в семье горных инженеров и сам в течение 15-ти лет трудился на этом же поприще, так что личный интерес к машинам и механизмам (особенно старинным) имеет давние корни, а книги по горному делу (в том числе «Палеонтология» Л.Давиташвили) окружали меня с детства. В-четвёртых… А в четвёртых – потому что YELLOW SUBMARINE… ))) Остальное – игра авторского воображения.
В: Кто эти двое и что они делают в столь странном месте?
О: Возможно, выражаясь фигурально, это новые Адам и Ева. А в более широком смысле – люди, познающие свой Мир (впрочем, оставляю ответ на этот вопрос на волю зрительской фантазии). Не исключено, что между ними сейчас происходит некий внутренний диалог, например:
ОН: Да что же это такое?!!! Как оно работает? А можно это завести? Или лучше сразу размонтировать и попытаться собрать вездеход?
ОНА: Да что же это такое… Тут девушка стоит обнажённая, а он всё в машинки играется – ну, чисто дитё. Кстати, мне совершенно нечего надеть…
ОН: Ладно, из остатков свинчу ей стиралку…
В: Кстати, а почему парень одет, а девушка обнажена?
О: Ну, как Вам сказать… ОН – созидатель и защитник, потому и облачён в соответствующую одежду (обратите внимание на фасон его джинсов – это рабочие штаны, а не клубный прикид). А ОНА – хранительница домашнего очага и продолжательница рода человеческого, оттого и имеет свойственный этой великой миссии вид. Ну и, с чисто колористической точки зрения – условно говоря, обжигающий ЯН охристой пустыни разбавлен прохладным ИНЬ джинсового индиго.
В: А что будет дальше?
О: Я абсолютно уверен – у них все будет хорошо, чего и желаю всем Добрым Людям. А художник… Художник не спит, он работает над новой картиной. И, конечно, снова о Любви.