Posted on 7 апреля, 2018
«РОГАТЫЙ ТЕРРИКОН» ГВАРДЕЙКИ – НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО НАЗНАЧЕНИЯ — 2
Окончание. Начало см. http://dongeosociety.ru/rogatyy-terrikon/
Часть 2. Как «Рогатый террикон» задумывали преобразовать
Возможно, не только гости Гвардейки, но и коренные жители здешних краёв не сразу определят – макет какого объекта представлен на фото 14. А, между тем, его прародитель хорошо известен, более того, – растиражирован на бесчисленном количестве фотографий и рисунков и, в какой-то мере, может даже считаться неофициальным символом района.
Сориентироваться в виртуальном пространстве поможет узнаваемый контур сооружения, занимающего верхний левый (северо-западный) угол снимка – это стадион спортивного комплекса шахты им. К. И. Поченкова (в то время он назывался именно так). Соответственно, по направлению к юго-востоку от него располагается Червоногвардейская автостанция, а ещё ближе к зрителю… – совершенно верно, «рогатый» террикон бывшей шахты №6/14 «Берестовская». Точнее, не сам террикон, а макет той культурно-развлекательной зоны отдыха трудящихся, в которую он мог быть преобразован, если бы были воплощены в жизнь соответствующие идеи специалистов Макеевского инженерно-строительного института, предложенные ими в теперь уже далёком 1980 году.
Инициаторами этих разработок выступили Червоногвардейский райисполком г.Макеевки и ПО «Макеевуголь», а ознакомиться с их общими положениями сегодня нам поможет соответствующий заключительный отчёт МИСИ под названием «Архитектурно-планировочные предложения по преобразованию терриконов бывшей шахты 6/14». Так как исходные репродукции оригинальных чертежей в вышеупомянутом документе имеют небольшие размеры и отчасти трудночитаемы, далее на фотоиллюстрациях данной статьи их отдельные позиции будут продублированы цифровыми обозначениями, а при необходимости – уточняющими дополнениями; в отдельных местах автором применена корректирующая обработка изображения.
Перед началом этого рассказа, пожалуй, будет нелишним сделать небольшое пояснение. Возможно, кому-то из читателей эта глава покажется малоувлекательным пересказом строительного проекта — что ж, такова специфика рассматриваемой темы и без приведения некоторых сугубо технических деталей представление об описываемом объекте было бы неполным. С другой стороны, не исключено, что, наоборот –специалисты строительно-архитектурного профиля укажут на несколько упрощённое изложение материала. Однако, данное обстоятельство тоже имеет свою причину – это всё-таки не технический документ, а публикация ознакомительного характера, предназначенная для широкого круга читателей, которым термины типа «армированная земля» или «буронабивные сваи» могут ни о чём не говорить. Так что, – не судите строго: предлагаемый стиль изложения материала представляет собой попытку достижения разумного компромисса в данном вопросе.
Итак, общий вид «стартовой позиции» для проектирования показан на фото 15 – таким стал уже приобретший «рога» террикон шахты №6/14 во второй половине 70-х годов прошлого века после предварительного этапа преобразования его в плоский отвал и тушения горящей породы.
Перед специалистами стоял целый комплекс задач – нужно было не только разработать алгоритм преобразования породного отвала в расположенный на искусственном холме живописный парк, предназначенный для культурного отдыха и развлечений населения, но и решить ряд сугубо технических вопросов в сфере экологии. К ним, в т.ч., относились окончательная ликвидация процессов горения отвальной массы, меры по предотвращению эрозии и оползневых деформаций склонов террикона, устройство надёжного основания под массив, снижение фильтрационных способностей пород, и проч. К решению этих проблем, а также, организации эстетически привлекательного рационального озеленения новоявленного объекта, подключились и научные работники Донецкого ботанического сада.
При этом разработчики должны были изначально учитывать жёсткие ограничения по границам планируемого перемещения породы, определённые расположением элементов инфраструктуры центра района, окружающих отвал. Так, с его северной стороны находились трамвайные пути маршрута №6 (ч.1, фото 4, фото 16) и шахтная промплощадка с действующим вентиляционным стволом (после закрытия «Берестовской» он ещё долгое время использовался соседней шахтой им. С. Орджоникидзе); с западной – обслуживающий складскую зону железнодорожный тупик; с южной и восточной – поселковые дороги и индивидуальная застройка (фото 17).
Кроме того, у основания юго-восточного откоса террикона находился (да и сейчас находится) ещё один требующий сохранения объект – небольшое озерцо, которое, согласно проекту, должно было перехватывать воду имеющихся в этом районе подземных источников, предохраняя тем самым основание породного массива от замачивания. Отвод лишних вод из водоёма планировалось производить в специально проложенный в сторону Красногвардейского шоссе канализационный коллектор. Вдобавок, после очистки, а также соответствующего переустройства и облагораживания берегов, водное зеркало стало бы органичной частью прилегающей к террикону запроектированной зоны отдыха (фото 18).
Исходя из вышесказанного, формирование нового отвала предполагалось проводить путём преимущественного перемещения породной массы вдоль трамвайной трассы в юго-западном направлении. В результате планировалось создание искусственного холма многоугольной формы размерами 460 х 280м, восходящего от уровня основания западного подножия террикона, имеющего наименьшую высотную отметку (+204м над уровнем моря, условно примем Н=0м), тремя восходящими террасами, расположенными на отметках +216м, +231м и +246м (плато). Что же касается планировочного ограничения по высоте создаваемого объекта, то за него, естественным образом, был принят верхний уровень тех самых неподдающихся технике «рогов», т. е. отметка +265 м, соответствующая высоте 61м, считая от условного «ноля». Высота же от уровня основания восточного подножия террикона (+213м) составляет 52м, что обусловлено естественным природным уклоном уровня земной поверхности в сторону находящейся западнее террикона Берестовой балки.
Разумеется, при создании столь массивного и специфического сооружения учитывалось проведение специальных мероприятий по обеспечению его устойчивости. Прежде всего, в пределах площади развития нового отвала было необходимо снять чернозём и растительный слой (мощностью около 2-х м и объёмом 47 тыс. м³), заскладировав его в бурты для использования при дальнейшем озеленении объекта; подошву породного массива – спланировать, выбрать до грунтов соответствующей несущей способности, а при необходимости – выполнить дополнительные усиливающие мероприятия. После подготовки основания, начиналась разработка породы отвала в направлении сверху вниз с помощью экскаваторов на гусеничном и резиновом ходу, бульдозеров, и скрепера. Формирование новых откосов и площадок предусматривалось производить при их послойном уплотнении тяжёлыми катками с целью уменьшения фильтрационных свойств отвала, а также уменьшения доступа кислорода к неперегоревшей породной массе. Кроме того, для профилактики возникновения очагов локального горения, на поверхность наносился слой уплотнённого суглинка толщиной 25см, впоследствии закрепляемый механическими и биологическими (озеленение) способами.
Для подавления возникающего при перемещении породных масс пылеобразования, в районе упоминавшегося выше водоёма предусматривалось размещение комплекса соответствующего оборудования, включающего в свой состав гидромонитор и водяные насосы. Параллельно, для предотвращения деформации вновь формируемого отвала, решался вопрос отвода грунтовых вод и атмосферных осадков при помощи устройства ливневой канализации по его периметру. Меры по закреплению поверхности объекта и обеспечения водостока учитывались также при проектировании автомобильных и пешеходных дорог, связывающих основание террикона с его вершиной.
Ну, а после завершения описанных выше работ по переформатированию породного отвала, наступала пора его озеленения и размещения на поверхности нового холмообразования объектов культурного-массового обслуживания населения.
Общий план переустройства террикона и схема транспортного движения представлены на фото 19.
Предложения по размещению объектов соцкультбыта, особенности их конструкции, схемы пешеходного и автомобильного движения, а также другие элементы инфраструктуры объекта, можно подробно рассмотреть на фото 19-21. Желающих же присоединиться к небольшой виртуальной обзорной экскурсии, приглашаем совершить ознакомительное путешествие на вершину нашего преображённого террикона. В принципе, это можно сделать как на автомобиле, так и пешком, – но мы, разумеется, выберем второй способ.
Наш маршрут начинается с площадки, расположенной у Червоногвардейской районной автостанции. Именно с этой, северной стороны, расположен центральный пешеходный вход культурно-развлекательного комплекса – монументальная парадная лестница из монолитного железобетона с межмаршевыми площадками треугольной формы, служащая, помимо прямого назначения, ещё и конструктивным каркасом закрепления откосов породного массива (фото 20, 21).
По этой лестнице мы поднимаемся на площадку нижней террасы, расположенной на отм.+216м (высота 12м над уровнем земли). Здесь можно погулять среди клумб и газонов, отдохнуть на скамейках, уединится в уютных беседках или поиграть с любимыми чадами на специально оборудованной детской площадке. Ну, а желающим совершить покупки, свои услуги предлагают разнопрофильные торговые точки, располагающиеся в лёгких изящных палатках, выстроившихся вдоль западной кромки откоса (фото 21).
Далее наш путь лежит на площадку следующей, средней террасы, находящуюся на отм.+231м (высота 27м). Здесь мы оказываемся у нижнего основания многофункционального амфитеатра паркового типа; верхний же край его ажурной конструкции с лёгким покрытием по металлическому каркасу, опирается на площадку вышерасположенного плато. Вследствие этого образуется единое крытое пространство киноконцертной площадки, связывающей два смежных высотных уровня, на нижнем из которых размещаются сцена с киноэкраном и вспомогательные помещения, а на верхнем – киноаппаратная. Между ними расположен наклонный зрительный зал, конструктивная схема устройства и размещения рядов сидений которого выполнена таким образом, чтобы служить дополнительным элементом закрепления откоса террасы. Максимальные размеры амфитеатра в плане составляют 67х43м, высота от уровня нижней точки сооружения – 20м.
Пешеходный подъём, расположенный с северо-западной стороны террикона, приводит нас на верхнее плато, где на отм.+246м (высота 42м) обустроен ряд объектов различного назначения. Среди них выделяется двухэтажное здание ресторана с большим, двумя малыми и банкетным залами, композиционно увязанное с восточной глыбой спёкшегося конгломерата. На его плоской вершине (отм.+252м, высота 48м) оборудована терраса (фото 20).
Юго-западнее на плато расположен характерно-узнаваемый второй, доминирующий «останец». На его видовой площадке (отм.+253м) у подножия колоритных «рогов», где установлен увенчанный флагштоком Монумент шахтёрской славы, мы и завершим своё восхождение (фото 20). Отсюда, с высоты 49м, открывается максимально-доступный для посетителей вид донецко-макеевских окрестностей: в зависимости от выбранного направления взгляда, он может изменяться от поселково-умиротворённого до индустриально-урбанистического. Такова уж специфика наблюдаемой панорамы – два металлургических гиганта, многочисленные шахты и другие промышленные предприятия, мчащиеся по железным дорогам составы, старые рабочие посёлки, городские многоэтажки, зеленеющие лесополосы и парки… А над ними, на высоте почти 80-ти метров над землёй, реет флаг страны, рабочими руками жителей которой создавались красота и промышленная мощь социалистического Донбасса!
Ну а если бы мы следовали к нашему объекту не городским автобусом или пешком с северной стороны, а личным автотранспортом, то, скорее всего, воспользовались бы для этого подъездной дорогой, ведущей от Красногвардейского шоссе через парковую зону к основанию террикона с юго-западного направления (фото 21).
Здесь у нас был бы выбор: оставить автомобиль на стоянке подземного гаража, оборудованного в породной толще нижнего откоса, или же проследовать в машине далее по главному заезду двухстороннего движения, поднимающемуся по южному фасаду до верхнего плато, где перед зданием ресторана также планировалось устройство автостоянки.
Кроме главной, были предусмотрены и вспомогательные дороги: первая подходила к террикону со стороны северо-востока и служила заездом на площадку второй террасы, где юго-восточнее амфитеатра примыкала к главному заезду. По замыслу проектировщиков, она, в основном, предназначалась для пешеходов, но могла использоваться и для одностороннего движения автомобильного транспорта. Вторая дорога, примыкавшая к верхней автостоянке, с трёх сторон охватывала периметр плато; третья на уровне нижней террасы вела от основного заезда влево к торговым точкам; четвёртая по площадке той же террасы сворачивала на восток, огибала террикон и закольцовывалась на северо-востоке с первой. Конструктивно устройство дорог предусматривалось выполнить таким образом, чтобы, помимо выполнения основной функции, они бы служили элементами укрепления породного массива и организации стока атмосферных вод.
Отдельно в проектных предложениях были проработаны вопросы по озеленению новоявленного объекта культурного отдыха – как уже говорилось, растительный покров должен был не только радовать глаз и душу посетителей, но и служить дополнительным фактором укрепления поверхности преобразованного террикона и её защиты от эрозии. Всего на склонах холма и прилегающей территории планировалось высадить 180 пирамидальных тополей, 400 акаций белых и 1700 жёлтых, 250 клёнов серебристых, а также высеять многолетние злаки.
Этот дендромассив должен был образовать парковую зону, покрытую густой сетью прогулочных дорожек, перемежающихся оборудованными соответствующим образом видовыми площадками и уголками отдыха. Кроме того, планом озеленения предполагалось устройство на терриконе как привычных газонов, так и таких экзотических объектов, как декоративные мостики через ручей и скальные садики, – в ассортименте цветочного оформления последних указаны ирис сибирский, вероника армянская, ясколка Биберштейна, энотера миссурийская, седым спуриум.
Принципиальный план озеленения переустроенного террикона с перспективными зарисовками фрагментов прогулочной зоны представлен на фото 22.
В общем, у нашей экскурсионной группы были бы все основания совершить обратный спуск с вершины искусственного холма вниз, воспользовавшись именно тропинками зелёной зоны, а не уже знакомой нам пешеходной дорожкой – дабы полюбоваться парком, окружающими видами и подышать свежим воздухом.
В качестве небольшого штриха к вышеописанному, хочется отметить: в запланированном проектом списке предназначенных для высадки пород деревьев, хорошо знакомая нам берёза не значится. Однако при реальном озеленении террикона «Берестовской» в конце 70-х годов прошлого века, эта порода деревьев была использована – небольшую рощицу живописных берёз среди привычных акаций можно и сегодня увидеть на северо-восточном склоне нижнего яруса террикона (фото 23).
Завершив свой спуск с высот на землю, и вновь оказавшись у подножия, посетители могут (по желанию и потребностям) ознакомиться ещё с парой входящих в комплекс объектов – кроме упомянутой выше стоянки для автомашин, в породную толщу нижнего откоса встроены общественный туалет и пивной бар. И если по первому из них комментарии излишни, то на втором, проектное предложение по принципиальному устройству которого показано на фото 24, хочется остановиться несколько подробнее.
Детальная разработка конструктивных особенностей этого сооружения, а также конкретная привязка к месту размещения, проектантами не производились, детали интерьера тоже не прорабатывались, – так что, полёт фантазии желающих мысленно представить свой вариант его внутреннего оформления, ничто не ограничивает. Тем более, что по своей сути, это заведение наверняка было бы более близко и доступно широкому кругу посетителей (не только фигурально, но и буквально), нежели расположенный на верхнем плато ресторан. Возможно, бар мог бы быть оформлен в строгом классическом стиле, или же, наоборот, – неком модернистско-футуристическом. А вполне возможно, учитывая его специфическое месторасположение и природу возникновения самого терриконного комплекса, было бы уместно использовать в качестве дизайнерской концепции именно шахтёрскую тематику.
В самом деле: пивной зал ведь уже и так находится под землёй, отчего бы не подчеркнуть этот фактор соответствующим интерьером в стиле выработки старой шахты – поддерживающие «кровлю» рамы деревянной крепи, мерцающие рудничные светильники (имитация, разумеется), коллекция палеонтологических окаменелостей, старые фотографии рудников т. ч., конечно, Берестово-Богодуховского) и т. д. Для пущего антуража можно было бы выставить что-нибудь из древних горных инструментов и оборудования – в общем, создать некую мини-историческую экспозицию (что, кстати, не противоречило бы созданию на территории комплекса отдельного специализированного музея истории угольных предприятий района).
Непременным «фирменным» атрибутом на входе зала видятся также наливные краники с бесплатной газированной водой – любителей пива они, возможно, и не привлекут, но «шахтной» атмосферы прибавят (хотя, конечно, газировка – это примета уже совсем другой эпохи).
Впрочем, это всё не более, чем импровизированные наброски и досужие фантазии, однако, несомненно, – при реальной необходимости, не представило бы большого труда найти в регионе специалистов, блестяще справившихся с разработкой подобного (или иного) декора.
Обычно, после завершения маршрута, гид отвечает на возникшие по ходу путешествия у экскурсантов вопросы – не будем и мы отступать от этой традиции. Думается, в данном случае, наиболее актуальными будут два: «Почему эти предложения не были воплощены в жизнь?» и «Сколько денег вообще на это собирались потратить?»
На первый вопрос точно ответить сложно. Впрочем, каждый, вспомнив сложившуюся в восьмидесятых историческую ситуацию, может предложить свою версию.
На второй – можно лишь привести данные самого отчёта: предварительная стоимость отдельных элементов работ по переустройству отвала шахты №6/14, включающая перемещение породы; устройство дорожных покрытий, лотков, подпорных стен и лестниц; прокладку коммуникаций; озеленение породного отвала –составляла 405445 полновесных советских рублей (и это, как видите, без учёта стоимости возведения зданий, сооружений и прочих расходов). Возможно, именно финансовый фактор и сыграл свою решающую роль при принятии решения о дальнейшей судьбе проекта.
Однако, пусть и не в таком развёрнутом виде, но рождение нового террикона всё-таки состоялось и сегодня вместо массива безжизненной породы над центром Гвардейки возвышается живописный зеленеющий холм. Так давайте добрым словом благодарности вспомним всех тех, кто приложил свои разум и руки к этому воистину прекрасному преображению.
P.S. Автор выражает глубокую благодарность всем, кто лично или косвенно способствовал созданию этой публикации, а также владельцам использованных изображений и текстов.
Александр Перетятько, г. Макеевка, 2018г.
Источники:
1. ГА ДНР. Фонд № Ф-3, Опись № 1. Берестово-Богодуховский рудник Голубовского Берестово-Богодуховского горнопромышленного товарищества с. Григорьевка Авдеевской волости Таганрогского округа Области Войска Донского.
2. Отчёт «Архитектурно-планировочные предложения по преобразова-нию терриконов шахты 6/14» (окончательный). Макеевка, МИСИ, 1980г.
3. Мартынова Е.А., Жуков С.П., Луткова М.А. «Исследование антропогенных фитоценозов отвала угольной шахты №6/14 с целью оценки их природоохранной функции». Донецк, ДонНТУ, 2015г. http://masters.donntu.org/2016/feht/lutkova/library/article1.htm
4. Феофанов А. Н. Проблема старых горных выработок и пути её решения. «Проблемы экологии» №1-2, Донецк, ДонНТУ, 2007г.
http://ea.donntu.edu.ua/handle/123456789/9694
5. Голдин С. В. Аварийные ситуации в районе расположения устьев вертикальных стволов. Научные труды НИМИ НАН Украины, 2010, №6. http://dspace.nbuv.gov.ua/handle/123456789/99600
6. Газета «Факты» от 25. 04. 2001г. http://fakty.ua/print/95876
7. Сетевые ресурсы и печатные издания.