Почему в Сталино трамвай построили

90 лет назад в городе Сталино было открыто регулярное трамвайное движение.
Что же послужило причиной, которая вынудила или заставила Окрисполком и Горисполком принять решение о строительстве в городе трамвая? И как все начиналось…

Вместо предисловия.
Об истории трамвайного сообщения Донецка написано много статей. Большинство ав-торов утверждают, что история СГЖД начинается в 1928 году.
И они совершенно правы – 15 июня 1928г. было начато регулярное движение трамваев в городе Сталино. [1]Другие авторы начало истории СГЖД отодвигают в 1927г. Это несколько странно… В 1927 году в городе полным ходом шли работы по строительству. Городские власти боролись одновременно и с нехваткой финансирования строительства, и с нехваткой строительных материалов. Местхоз боролся с нехваткой рабочих на стройке.
Есть авторы, которые утверждают, что все началось в 1926 году. С ними тоже нужно согласиться. В 1926 году был завершен проект СГЖД, разработанный Донтехникумом. Было начато финансирование проекта и приступили к строительству.
Последняя дата, которую считают началом истории Сталинского трамвая – 1925г. И в этом случае нет противоречия. 1925 год – это год принятия Окрисполкомом решения о строительстве трамвая в нашем городе.
Все перечисленные даты – это даты уже сформированных событий. Событий, перед началом которых была проделана большая подготовительная работа.
А что же послужило отправной точкой, «первой секундой взрыва вселенной», событи-ем, которое привело к торжественному открытию СГЖД? И когда это событие произошло?
Это событие произошло в марте 1924 года. Причем фраза «Трамвай в г.Сталино по-строили по просьбе трудящихся, чтобы им удобнее было ездить на работу» не имеет к строи-тельству СГЖД никакого отношения. Всему виной торговля.
А вот трамвай на Щегловке в 1924г. действительно построили, чтобы возить шахтеров. Вот что об этом написали в газете «Диктатура труда»: «Мысль о постройке трамвая между Берестовским рудником и главной шахтой Щегловского куста (№1, быв. Пастуховская) за-родилась в мае 1924 года. Ее высказал главный инженер Донугля т.Бояршин. А несколько ранее эта мысль родилась у администрации, партийных и профсоюзных органов рудника. Само собой разумеется, что рудоуправление живо откликнулось на предложение т.Бояршина. Мысль о постройке трамвая теперь свершившийся факт: трамвай открыт! Это первый трамвай в Донбассе». [2]Как все начиналось.
Практически вся торговля в городе была основана на доставке товара на станцию Юзовка. Затем гужем товар везли в город. По приблизительному подсчету, в 1924г. в город ежедневно прибывало до 500 человек, привозили и увозили до 80 вагонов грузов.
В марте 1924г. «Губисполком возбудил ходатайство перед ВУЦИК о предоставлении возможности в г.Юзово пользоваться станцией «Бальфуровка», находящейся в самом городе, как станцией городского значения.
С переменой подвозной станции появится возможность удешевить продукты первой необходимости, т.к. перевозка их гужем со ст.Юзовка, находящейся в 8 верстах от города, вызывает большие накладные расходы». [3]
ВУЦИК просьбу удовлетворил. Грузы стали привозить на станцию Бальфуровка ЖД ветка на станцию Юзовка принадлежала тресту Югосталь. Трест и определял стоимость пе-ревозки. Поняв, что можно получить дополнительно прибыль, резко были увеличены грузо-вые тарифы. В результате перевозка грузов по ЖД ветке Югостали стала невыгодной.
В Окрисполком и Горсовет стали поступать жалобы и требования решить сложившую-ся ситуацию с транспортировкой грузов. В Местхозе была создана специальная комиссия для решения транспортной проблемы. Обсуждали устройство в городе железной дороги для перевозки грузов. Перевозка пассажиров первоначально даже не обсуждалась.
Выводы комиссии были изложены в докладе «О работе по городу Окрисполкома и Горисполкома за 1924/25 годы». [4] Отдельными пунктами было включено следующее решение.Разработку проекта строительства трамвайной линии поручили Донтехникуму. В прессе регулярно освещался ход работ по подготовке строительства СГЖД.
«На последнем заседании президиума Окрика (26 сентября 1925г. – автор) Донтехни-кум делал доклад о возможности проведения в городе трамвая.
По этому плану, проводка трамвайной линии намечается таким образом: линия трамвая будет проходить по первой линии через Ветку и Путиловку на станцию Сталино и обратно через Ветку в город уже по другой улице (2-й линии) с таким расчетом, чтоб можно было линией обслужить и торгорганизации и базар.
Данная трамвайная линия будет до 13 километров и первое время ее будет обслуживать 5 вагонов, которыми сможет проводиться и доставка грузов.
В будущем, когда линия себя оправдает, ее можно будет продлить и на ближайшие рудники (Щегловка, Рутченково и т.д.).
На постройку трамвайной линии необходима значительная ссуда, и об отпуске ее ис-полкомом возбуждено перед центром ходатайство». [5].
Вроде бы вопрос о строительстве трамвая уже решен. И вдруг 10 октября некто В.Го-ко в газете «Диктатура труда» «поднимает вопрос о целесообразности строительства трамвая в городе».
«Проектирование сооружения трамвая в Сталино является не совсем рациональным. Один лишь факт, что на тринадцати километрах пути будут обращаться лишь пять вагонов, показывает, что трамвайный тариф будет очень дорог.
Поэтому перед окончательным решением постройки трамвая выдвигается проект о со-здании вместо трамвая автобусного движения.
Автобусное сообщение в Сталино помимо удешевления проездного тарифа имеет пре-имущества еще благодаря большей эксплуатационной гибкости и полной независимости.
Сооружение шоссе для автобусов будет гораздо дешевле трамвайной линии уже пото-му, что при автобусном движении не приходится производить расход на электрическую энергию. Кроме этого, для получения электрической энергии нужно или иметь собственную электростанцию или же получать энергию со Сталинского комбината. То и другое является неудобным и невыгодным. Постройка собственной электростанции ляжет добавочным рас-ходом на сооружение линии. При получении же энергии из Сталинского комбината придет-ся платить за нее по высокому тарифу. К этому же придется быть всегда в рискованной за-висимости от Сталинского комбината, который, как известно, благодаря пере- и дооборудо-ванию страдает недостатком электроэнергии.
Стоимость автобуса и моторного трамвайного вагона, равно как стоимость ремонтных мастерских и трамвайного парка, приблизительно одинакова.
Автобус в своем пути не связан никакой линией. Это дает возможность использовать автобусы во время базара от 7 до 10 часов утра в пределах города и пригородов примерно в участках: завод б. Боссе – центр города, Рыковский р-к – центр города.
Гигиенические преимущества трамвая перед автобусом также не важны т.к. большая часть пути совершается вне города.
Сталинскому Окрместхозу все указанные преимущества автобусов пред трамваем необходимо учесть и наравне с составлением сметы на сооружение трамвая необходимо со-ставить смету на сооружение автобусного сообщения.
При составлении сметы необходимо также учесть, что при сооружении автобусного движения может прийти на помощь Укравтопромторг, чего нельзя ожидать при постройке трамвая от электротрестов.
На наш взгляд, все преимущества остаются за автобусом. Подтверждение нашего взгляда покажет результаты составления смет». [6].
Чьи интересы лоббировал товарищ В.Го-ко совершенно неясно. Но в Окрике и Местхо-зе статью обсудили и Завокрместхозом товарищ Сбежнев 24 октября опубликовал ответ.
«Трамвай даст возможность обслуживать не только пассажирское, но и товарное дви-жение. На автобусах товарное движение признано невыгодным. Прокладка трамвайных рельс обойдется дешевле, чем шоссе для автобусов. Окрместхоз идею автобусного движения отклонил.
Поднятый в №228 «Диктатуры Труда» вопрос о том, что выгоднее для Сталино – трам-вай или автобус, был обсужден на предварительном совещании Комиссии при Местхозе при рассмотрении проекта о соединении города с железнодорожной станцией. Вопрос был ре-шен в пользу трамвая по следующим соображениям.
Проектируемый Местхозом трамвай имеет в виду, главным образом, грузовое движе-ние, доходящее ныне в среднем до 25.000 пудов в день и имеющее неуклонную тенденцию к повышению. Каждый день на станцию Сталино для города получается около 20.000 пудов вагонного груза и 2.000 пудов грузов пассажирской скорости. Город отправляет ежедневно на ст. железной дороги разных грузов около 3.000 пудов.
На автобусах, как показал опыт Западной Европы и Америки, грузовое движение не-смотря на хорошие шоссейные дороги не привилось ввиду явной его убыточности. Что ка-сается пассажирского движения, то и здесь преимущество было также оказано трамваю пе-ред автобусом. Проектируемая трамвайная линия будет проходить от ст.Сталино через р-к «Ветка», Путиловский завод, по 1-й линии города до Рабкоопа и оттуда до переезда на Ла-ринскую сторону по 5-й линии.
Общее протяжение линии будет равно 13 километрам и будет обслуживать город Ста-лино и поселки Путиловку, Ветку, Н.-Мариупольского р-на и Бутовского р-на.
В поселках при р-ке Ветка и Путиловском заводе живут 600 рабочих, работающих на Сталинском заводе, из них 300 человек должны быть доставлены на утреннюю смену на за-вод и по окончании работ утренней смены – обратно домой. Ожидается также сильное дви-жение по утрам на базар членов семей рабочих и служащих, а также усиленное движение пассажиров ко времени прихода и ухода поездов по ст.Сталино.
Такое усиленное движение продолжится в сутки часа три-четыре, а остальное время ва-гоны будут курсировать с очень небольшим числом пассажиров, Это время будет использо-вано для грузного движения.
Проект движения трамвая все это предусматривает. Будут заказаны моторные вагоны с 24 местами для сидения с 17-тью местами для стояния и прицепные вагоны той же емкости. Во время усиленного движения будут пущены моторные вагоны с прицепными вагонами через каждые 10-ть минут, а днем могут быть пущены одни моторные вагоны с промежутками в 15-ть минут.
Чтобы перевезти в часы усиленного движения по направлению к городу и обратно 480 пассажиров потребуется сразу пустить на 3 – 4 часа по 16-ти автобусов, а в остальное время суток только 4, а 12-ти машинам пришлось бы или бездействовать, или работать с очень сла-бой нагрузкой.
К тому же трамвайные рельсы могут быть проложены по незаконченному шоссе г.Сталино – ст.Сталино, по которому проектируется линия трамвая, с гораздо меньшими расходами, чем строить шоссе от города к станции и рудникам.
За устройство трамвая говорит еще общественное явление, что везде, где существуют пригородные линии, в короткое время застраивается пространство вдоль их путей. Для Ста-лино, климатические условия которого заставляют людей стремиться к тому, чтобы оставить дымную и пыльную котловину города, перспективы застройки особенно велики и местхоз направляет всю свою энергию, чтобы осуществить организацию трамвая в ближайшее вре-мя.
Что касается таксы за проезд, то в определенное время дня (в утренние часы до 8 часов утра) предполагается по соглашению с Сталинским комбинатом взимать с рабочих за один конец с Путиловского завода и Ветки до города или обратно по 5 коп., а с членов их семей по 10 коп. В остальное время за проезд с Путиловского завода и Ветки в город и обратно за конец по 20 коп., за проезд на станцию или обратно за конец по 25 коп. За грузы предпола-гается взимать по 2,5 коп. с пуда за доставку его со станции в город и столько же за обрат-ную доставку.
Предварительные подсчеты показали, что при таких таксах трамвай явится для местхо-за выгодным предприятием.
Установление же такой таксы при автобусном движении вряд ли удастся. К этому мы знаем, что в Харькове за проезд за один конец по трамваю взимается 10 коп., а автобусом 15 коп. В Москве проезд одной станции трамваем стоит 8 коп., а автобусом 10 коп. Эти це-ны не говорят за более дешевую эксплуатацию автобусов перед трамваями.
Все эти соображения заставили комиссию при Окрместхозе оставить совершенно без дальнейшего рассмотрения идею автобусного движения в Сталино». [7].
В конце октября вопрос о строительстве трамвая был окончательно решен Окргоспла-ном. 28 октября «Окргосплан утвердил представленные проекты постройки водопровода и трамвая». [8].
Чтобы завершить тему истории принятия решения о строительстве трамвая в г.Сталино, стоит упомянуть еще об одном проекте. Вот фрагмент статья товарища Н.Смогунова из газеты «Диктатура Труда за 06 августа 1925г.
«Вопрос о постройке трамвая между Сталино и Макеевкой поднимается не впервые. Об этом говорили еще в довоенное время. Но капиталистам было не до удобств передвиже-ния рабочих.
Макеевка и Сталино экономически связаны. Взять, хотя то, что одних рабкооповских грузов перевозится из Сталино в Макеевку ежегодно до 15 миллионов пудов, кроме этого, грузов других торгорганизаий и частной торговли – такое же количество.
Все это перевозится гужем: транспортировать через ст. Сталино и Ясиноватую нет расчета, так как от Ясиноватой до Макеевки нужно перевозить гужем почти на такое же рас-стояние, как и от Сталино до Макеевки.
Расстояние от Сталино до Макеевки – 12 верст. Местность ровная, за исключением од-ной балки через которую придется построить мост.
В пассажирах и грузах недостатка не будет. Будут перевозиться грузы даже направлен-ные через Харцызск на Ростов и оттуда в Сталино (сейчас частные торговцы возят гужем).
Можно с уверенностью сказать, что через два – три года затраченный на постройку трамвая капитал окупится». [9].
В статье стоит обратить внимание на одну фразу: «Об этом говорили еще в довоенное время».
Так когда же начали говорить о строительстве трамвая в Сталино? Может быть, трам-вай планировал еще Юзовкий поселковый совет?
Кто знает, кто знает…

Владимир Мартыненко
Литература:
1. Горкомхоз извещает // Газета «Диктатура Труда». — №136. – 1928. – 15 июня.
2. Донецкому трамваю 70 лет. Донецк, Типография «Новый мир», 1998 г.
3. В Губисполкоме. Бальфуровка и станция городского значения // Газета «Диктатура труда».. – 1924. –март.
4. ГАДНР Р-2 Оп.1 Д.45 Л.340. «Конспект доклада «О работе по городу Окрисполко-ма и Горисполкома за 1924/25 годы».
5. Трамвай в Сталино. // Газета «Диктатура Труда». — №217. – 1925. – 27 сентября.
6. Го-ко В. .Трамвай или автобус? // Газета «Диктатура Труда». — №228. – 1925. – 10 ок-тября.
7. Завокрместхозомт Сбежнев. В Сталино трамвай должен быть построен. // Газета «Диктатура Труда». — №240. – 1925. – 24 октября. – С. 3.
8. Сталино за день. Утверждение проекта трамвая и водопровода. // Газета «Диктатура Труда». — №243. – 1925. – 28 октября.
9. Смогунов Н. Внимание предложениям рабочих. Построить трамвай Сталино – Ма-кеевка. // Газета «Диктатура Труда». — №175. – 1925. – 06 августа.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...