Трамваи и люди. Часть 1.

Об истории СГЖД написано много статей. Но все они посвящены истории строительства СГЖД, подвижному составу, трамвайным маршрутам и прочим историческим мелочам. Но никто из авторов, по непонятной причине, никогда не писал о пассажирах. А ведь трамвайное движение в городе было открыто именно для жителей города, то есть для потенциальных пассажиров.
Никто не писал и о вагоновожатых. Именно так называли водителей трамваев до конца 50-х годов.
Пора исправить это досадное недоразумение.

Вагоновожатые
Хотя в книге «Донецкому трамваю 70 лет» [1] есть ряд исторических ошибок, касающихся периода строительства СГЖД. Но это единственный источник информации о людях, которые «70 лет (книга написана в 1998 г) обеспечивают транспортные перевозки горожан».
Нет данных об авторе этой книги. Поэтому мы не знаем, кого благодарить за то, что в одной книге была максимально собрана история ДТТУ. Автору удалось разыскать людей, которые работали в 30-е годы еще в СГЖД. В книге он опубликовал их воспоминания. Далее только цитаты из книги.

«С рождением трамвайного движения как бы преобразился и город. Трамвай отлично вписался в колорит его улиц и прибавил городу своеобразной красоты и торжественности.
Первый трамвай. В отличие от современного он был «гадким утенком». Кузов вагона – деревянно – металлический, кабина водителя не была отгорожена от пассажирского салона, двери вагона открывались и закрывались вручную, торможение осуществлялось водителем посредством тормозной колонки тоже вручную. Вагоны в осенне-зимний период не отапливались. Скорость была низкой. Кондуктор, произведя посадку и высадку пассажиров, подавал водителю сигнал к отправлению вагона, дергал за шнурок, тянувшийся по салону в кабину водителя и там привязанный за язычок колокольчика, который и воспроизводил этот сигнал. Водитель никоим образом не имел права отправиться без сигнала кондуктора. Дернул шнур один раз – отправляйся, дернул два раза – спокойно останови трамвай, дернул три и более раз – тут же хватайся за тормозное колесо да поэнергичнее, надо экстренно затормозить вагон.»

«В первый период своего существования трамвайное хозяйство объединилось с другими городскими коммунальными службами в один трест, который получил название «Трамсвет», но так было всего три года. Уже в 1931-м организовалось самостоятельное транспортное хозяйство, которое назвали «Сталинская городская железная дорога». По столь авторитетному и значительному наименованию, для тех, тридцатых годов, можно было судить и о том, сколь престижно и уважаемо было трамвайное хозяйство в городе. Это название сохранилось почти до начала сороковых годов.»%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-1«Первым начальником «Сталинской городской железной дороги» (СГЖД) был Парферьев, а с 1930 трамвайным хозяйством руководил Роттер М.С.»

«С самого начала существования СГЖД здесь установилась высокая производственная и транспортная дисциплина. В первые годы на трамвае водители и кондукторами работали только мужчины. Ношение формы было обязательным правилом для водителей. Правда, в то время их называли вагоновожатыми. Это название профессии сохранилось до конца 50-х годов.
Первой женщиной-вагоновожатой была Савина О. (по мужу Блохина). То был 1933 год, открывший доступ женщине встать за приборы управления трамваем. В то время «вагоновожатый был весьма престижной и уважаемой профессией.»

«1932 год. Окончено строительство трамвайного парка на 36 вагоно-мест на 13-й лини города, теперь это улица Трамвайная, а парк носит название «Депо №3», хотя исторически это депо было все-таки вторым.
Трамвайный парк стал основной эксплуатационной базой, а помещение бывшего гвоздильного завода (первый трампарк в городе — автор) выполняло роль вагоно-ремонтных мастерских. Начальником построенного трамвайного парка был Подгайцев И.Г. С вводом в эксплуатацию трамвайного парка появилась возможность расширить городскую транспортную сеть.»%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-2«Трамвай тем временем жил свой сложной жизнью. Ремонтный персонал, водители трамвая работали в крайне тяжелых условиях, особенно в осенне-зимний период.
Даниленко Мария Тимофеевна, которая работала тогда в службе движения, вспоминала: «…Особенно трудно было зимой. Ремонтные помещения не отапливались, рабочие просто страдали от холода. В морозы железо примерзало к рукам. Не легко было и вагоновожатым. Кабины тоже не отапливались, приходилось плотно укутываться в одежды. Стоит в кабине такой вот закуелденный водитель, видны только глаза. Смех, и грех… Раньше-то водители за управлением, согласно инструкции, больше стояли, чем сидели. Учитывалось все: и профиль пути, и места скопления пассажиров… Зимой водитель обязан был приходить на работу с солью – это для протирки стекол, чтобы не замерзали. Придет без соли – не допускали к работе: иди и запасись… Жители города относились к нам, работникам СГЖД, очень уважительно. Помогали в трудных ситуациях, например, когда приходилось бороться со снежными заносами…»«А вот из воспоминаний Я.А. Хаита, ревизора по безопасности движения: «…В те годы я работал кондуктором. На шее кожаная сумка несколько билетных катушек: 5-ти копеечная, 10-ти, 20-ти и 25-ти копеечные – это потому что стоимость «от» и «до» была разная. Когда набивалось в вагон много пассажиров, трудно было уследить, кто где сел в трамвай, больше полагались на сознательность граждан. И они не подводили. Зимой, бывало, руки мерзнут, и пока их не отогреешь, пассажиры сами себя обслуживали: деньги бросали в сумку и отрывали нужные билеты от катушек».

«Семен Иванович Лойко (светлая ему память) рассказывал: «В тридцатые годы я работал вагоновожатым, инструктором, ревизором по безопасности движения. От водителей требовалась высокая и четкая транспортная дисциплина, строгое выполнение служебной инструкции, начиная с выпуска трамвая на линию и до его возвращения в парк. И надо сказать, водители были дисциплинированными, хотя и тогда случались дорожно-транспортные происшествия. Был вот такой, особенный случай. Водитель, управляя трамваем на уклоне по проспекту Металлургов (ныне Ленинский), наехала посторонний предмет, вагон сошел с рельсов и, увлекаемый скоростью, въехал в частный дом, испугав чуть не насмерть живущих там стариков.
Помнится, в то время, в Белом Карьере (ныне это район цирка «Космос»), кроме трамвая, движения другого транспорта почти не было. Редко проезжал какой автомобиль, чаще катили брички, запряженные лошадьми. Так вот, однажды вагоновожатый, видимо, задремав, наехал на такую бричку и покалечил лошадь».

«В тридцатые годы вагоновожатые, кондукторы, инструкторы, контролеры, диспетчеры и другой линейно-технический персонал находился в ведении службы движения. Начальником этой службы был Рощин Г.К., технологом – Легнер А.Г.»

«В конце 1938 года закончилось строительство трамвайного депо на 100 вагоно-мест (имеется в виду бывший трамвайный парк на Университетской, в районе облисполкома) и строительство жилого дома рядом с парком. И хотя не были еще построены многие производственные сооружения, донецкий трамвай получил достаточную по тому времени производственную базу и возможность для дальнейшего ее укрепления. Таким образом, город имел два трамвайных парка (второй и третий трампарки; первый уже ликвидировали – автор) и два района движения. Протяженность трамвайных маршрутов составляла уже 70 километров, а в трамвайном хозяйстве насчитывалось 125 вагонов, из которых на линию ежедневно выпускалось 85 – 90 единиц. Среднесуточная перевозка составляла 40 тысяч пассажиров.»

Завершить статью хочу фрагментом «Материалов к докладу на слете ударников предприятий коммунального хозяйства 11/XII-1934 года».
«Нужно взяться за создание крепких большевистских кадров в трамвае. В трамвае работает сейчас 1300 человек, а соцсоревнованием и ударничеством охвачено 148 человек, или 14,6%. При этом, ударники в трамвае не имеют своего лица, они потерялись в общей массе и не играют в трамвае ведущей роли.
Мы имеем в трамвае ряд хороших ударников, которых можно назвать знатными людьми трамвая: слесарь Рженецкий, вагоновожатые Бондаренко и Богданов, бригадир Якимчук и другие. Но о них мало кто знает, они совершенно недостаточно поощряются, в сравнении с остальной массой работников трамвая. Эту уравниловку нужно закончить в трамвае и решительно изменить оплату труда.» [2]%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-4Вот так работали люди в 30-е годы в СГДЖ …

Литература:
1. Донецкому трамваю 70 лет / Донецк. – Издательство «Новый мир». – 1998 г.
2. ГАДНР Р-279 Оп.1 Д.1078 Л.23.

Член ДГО Владимир Мартыненко

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...