ПДД в Юзовке и Сталино

Вместо первого предисловия.

Иногда в руки краеведу попадают старые документы, на основе которых написать интересную статью не получается. Но эти документы тоже важны для изучения общественной и личной жизни граждан в те далеки годы.

Вместо второго предисловия.

В наш век, перенасыщенный автомобильным транспортом, сложно представить, что когда-то не было правил дорожного движения. Не было светофоров, разметки улиц, сотрудников ГАИ, автострахования…

И все же… С появлением самобеглых экипажей стали появляться и правила дорожного движения.

Обязательное постановление для автомобильного движения по земским дорогам, находящимся в ведении Губернского Земства. [1]

Составлено Екатеринославским Губернским Земским Собранием, согласно п. 14 ст. 108 по продолжению 1906 года Пол. Зем. Учр. и издано г. Екатеринославским Губернатором на основании ст. 110 того же Положения, порядком, определенным ст. 242 т. 11 изд. 1892 года. г. Екатеринослав, апреля 15-го дня 1909 г.

1) На производство автомобильного движения по земским дорогам предприниматели должны получать от Губернской Земской Управы ежегодно номер на каждый автомобиль, размером не менее ½ арш., со взносом платы по заготовительной стоимости таких номеров, и иметь их на каждом автомобиле сзади и сбоков. Кроме того при каждом автомобиле должно иметься удостоверение Губернской Управы, что на движение его по земской дороге препятсвий со стороны Управы не имеется.

2) При автомобиле должно быть удостоверение подлежащих властей об исправности и прочности автомобиля. Автомобили должны управляться вожатыми, имеющими не менее 21 года от роду, вполне благонадежными, опытными и хорошо знающими свое дело. Все находящиеся в движении части машины автомобиля, а также нагретые цилиндры, холодильники и проч. должны быть хорошо защищнны от доступа к ним со стороны пассажиров.

3) Вся гражданская ответственность за какие бы то ни было несчастья и за убытки по вине предпринимателей или служащх у них вожатых падает всецело на предпринимателей; уголовная ответственность падает на виновных.

4) Плата за проезд в один конец пассажира не должна превышать таксы, установленной местным Уездным Земским Собранием.

5) Автомобильное движение может производиться как по шоссе, так и по существующим грунтовым дорогам, причем размеры автомобильных экипажей должны быть не более 2/5 ширины мостовой одежды.

6) При движении ночью автомобиль должен быть снабжен спереди и сзади фонарями, дающими сильный свет, с обозначением на стеклах в фонарях номера автомобиля.

7) Место стоянки автомобилей должно быть, с ведома Губернской Земской Управы, определено точно, в удобном для пассажиров месте, с вывеской обявления о таксе и времени отхода и прихода автомобилей.

8) Наибольшая, развиваемая автомобилем при движении его по земской дороге, скорость не должна превышать 30-ти верст в час. Наибольший полный вес автомобиля вместе с нагрузкой допускается не более 250 пуд., причем колеса его должны быть снабжены ободьями из упругого материала и иметь ширину не менее 4 ½ дюймов.

9) При встрече или обгоне едущих или идущих – вожатый должен заблаговременно давать предупредительные сигналы рожком, уменьшать скорость автомобиля до тихого хода и отходить по возможности на край шоссе или дороги, держась правой стороны.

10) На поворотах, спусках, в местах пересечения с другими дорогами, в селениях, а также при переездах по мостам и трубам – движение автомобиля должно производиться тихим ходом.

11) При необходимых ремонтах дорожного полотна и расположенных на нем сооружениях движение автомобилей может быть, по распоряжению Губернской Управы, временно прекращено – на всем протяжении дороги или на ее отдельных участках.

12) Наблюдение за исполнением настоящих постановлений возлагается на местную полицию, лиц губернского земского технического надзора и лиц, заведующих ремонтом шоссе. Чинам полицейского надзора, в случае необходимости, предоставляется право производить остановку автомобилей и по их требованию им должны быть представлены, имеющиеся при автомобилях, удостоверения Губернской Управы.

13) Предприниматели автомобильного движения и управления автомобилями, нарушившие настоящее постановление, а также замеченные в грубом обращении с пассажирами или в недостаточном знании своего дела по управлению автомобилем, привлекаются полицией к ответственности по 29 ст. уст. о наказ. Налаг. Мировыми судьями.

14) При поломке и порче автомобиля в пути предприниматель обязан принять на себя хлопоты по найму за свой счет подводы и доставку пассажиров к месту назначения.

15) Настоящие обязательные постановления должны находиться у вожатого при каждом автомобиле.

Настоящие обязательные постановления входят в силу, по истечении двухнедельного срока со дня опубликования их в местных «Губернских Ведомостях».

Губернатор                               Клингенберг

Непременный член                 И. Напчинский

Секретарь                                 Афанасьев

Обязательное постановление №7 Сталинского Городского Совета Рабоче-Крестьянских и Красноармейских Депутатов. [2]

гор. Сталино  31 мая 1927 г.

С целью урегулирования уличного движения во избежание несчастных случаев, Сталинского Городского Совета Рабоче-Крестьянских и Красноармейских Депутатов  ПОСТАНАВЛИВАЕТ:

  1. К движению вообще, как по улицам, так и за городом допускаются лишь те экипажи транспорта, которые прошли осмотр и испытание в соответствующих комиссиях, признанных годными к движению, получившие регистрационные документы, имея номерные знаки принадлежности и освещения, доверенные лицам, имеющим право управлять ими.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это правило не распространяется на крестьянские подводы

  1. Движение по улицам города всех видов транспорта, как то: автомобилей, мотоциклов, велосипедов, грузовых и легковых подвод, верховых, ручных тележек и саней, допускается лишь с правой стороны, при условии придерживаться по возможности ближе к тротуару и в один ряд для того, чтобы более быстрые экипажи, в случае необходимости, могли перегнать менее быстрые не выезжая на середину улицы.
  2. Обгон должен быть осторожным и допускаться лишь одной стороне экипажей.
  3. Переезд на левую половину улицы при обгоне и вообще при езде допускается лишь в исключительных случаях, а именно: закрытия правой стороны улицы по каким бы то ни было причинам и во избежание несчастных случаев.
  4. Обгон экипажей, идущих впереди, допускается лишь с левой стороны и лицо, обгоняющее обязано рядом сигналов предупредить экипаж, который обгоняет, и только получив от последнего ответный сигнал и уверившись, что передний экипаж не имеет намерения изменить линию движения, обгоняет.

Соревнование в скорости лицу обгоняющему с обгоняемым воспрещается.

  1. При появлении на пути пешего, переходящего улицу или экипажа управляющий механическим транспортом при приближении предупреждает сигналом, а конный выкриком.
  2. При пересечении улиц необходимо уменьшить быстроту экипажа до пешего движения и предупреждать экипажи, едущие сзади об уменьшении быстроты и возможной остановки, поднятием вверх руки.
  3. При повороте на пересекаемую улицу, необходимо предупредить едущих сзади экипажей вытягиванием соответствующей руки в ту сторону, куда сворачивает экипаж.
  4. При остановке на улицах необходимо между экипажами оставлять место для прохода пешеходов.
  5. Лица, управляющие каким бы то ни было экипажем, не ожидая предупреждений, обязаны дать дорогу и приостановить движение при следующих обстоятельствах:

а) при проезде пожарных команд и отдельных их подвод;

б) экипажам скорой помощи, медицинской помощи;

в) партиям арестованных;

г) организованным шествиям, войсковым частям, манифестациям, похоронным процессиям и т.п.

  1. Управляющие экипажами обязаны беспрекословно исполнять требования милиции по провозу их для преследования убегающих преступников, везти по их требованию и в их присутствии искалеченных, умерших на улицах и т.п.
  2. Скорость движения экипажей должна быть, смотря по обстоятельствам окружающих их, и не должна превышать при свободном пути в городе:

а) для легковых автомобилей                                            10 км/час.;

б)         грузовых                                                                     5 км/час;

в)         мотоциклов                                                                7 км/час;

г)         легковых извозчиков                                                 6 км/час;

д)         велосипедов                                                               5 км/час;

е)         грузовых извозчиков порожних                               4 км/час;

ж)        грузовых нагруженных                                             шагом

ПРИМЕЧАНИЕ: В случае порчи звуковых предупредительных сигналов авто-мото-машин, а также освещения на экипажах в общем скорость их движения в населенных пунктах не должна превышать 5 километров в час.

  1. По требованию со стороны милиции, контролеров, Инспекторов Комхоза, а также членов комиссии по осмотру машин и испытанию шоферов, каждый экипаж обязан остановиться и, при требовании предъявления документов, предъявить таковые, только с разрешения их продолжить движение.
  2. Оставлять авто-мото-машины с работающим мотором, экипажи без присмотра, привязывать лошадей к столбам и перилам воспрещается.
  3. Все экипажи за исключением легковых обязаны иметь тормоза. Грузовые конные подводы – ручные тормоза или башмачные на цепи под заднее колесо.
  4. Покраска экипажа должна иметь вполне удовлетворительный вид и не портить одежды пассажирам, подушка для сидения – исправна. В летнее время на стенках сиденья должны быть чехлы светлого цвета и чисто вымыты.

Автомобильное движение.

  1. К движению допускаются лишь те автомобили и мотоциклы, которые осуществляют условия обязательного постановления №21 Сталинского Окрисполкома от 26-го ноября 1926 года, а именно: до 15-го января 1927 года зарегистрируют свои машины и выберут на них номерные знаки после осмотра и испытания. Номерные знаки прикрепляются на левом переднем крыле автомобиля и на щитке переднего пояса мотоцикла, а задний так, чтобы его можно было легко читать. Номерные передние знаки прикрепляются к левой стороне по движению. Номера выдаются на полгода.
  2. Кроме заднего номера каждый автомобиль должен иметь фонарь с матово-белым стеклом повернутым назад по движению машины с нанесенным на него черной краской полученного номера. Размер световой части стекла 285х145 мм.
  3. На частных прокатных машинах, кроме указанного, должна быть:

а) на левом переднем фонаре, нанесенная масляной краской, зеленая черта под углом 45º справа налево шириною 40 мм;

б) на заднем фонаре, кроме номера, еще должна быть надпись «Прокат»;

в) вокруг кузова «открытого» верхний край обводится желтой чертой шириной 10см, которая резко выделяется с общего фона. В закрытых автомобилях черта проводится под рамкой стекла.

  1. Машины частных владельцев для их собственного пользования имеют те же признаки, но без надписи «Прокат».
  2. У мотоциклов одиночек номерные знаки освещаются красным фонарем. Мотоциклы с коляской, которые принадлежат частным лицам и даются на прокат, вокруг верхнего борта коляски должна быть желтая черта шириною 5 см.
  3. Автомашины должны соответствовать следующим требованиям:

а) рычаги управления должны быть исправными, не иметь свободного движения (люфта) и обеспечивать быстрый и крутой поворот;

б) иметь два независимых тормоза гарантируемых скорость остановки;

в) иметь не меньше одного сигнала;

г) грузовой автомобиль обязан иметь кроме этого горный упор;

д) иметь два фонаря передних силою света не меньше 20 свечей и заднего фонаря.

ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Выключение света заднего фонаря изолируется от шофера.

  1. Употребление сигналов сирены и свистков, а так же прожекторов или же освещающих фонарей – воспрещается.
  2. Прокатные автомашины и таксомоторы обязаны иметь на переднем защитном стекле внизу левой стороны надпись о количестве мест для пассажиров, причем величина цифр и букв таковы: букв – высота 35 мм, ширина 5 мм, и цифр – высота 50 мм, ширина 10 мм.
  3. Шоферы всегда должны быть трезвыми, чисто одетыми, вежливыми с пассажирами и лицами, их нанимающими, а так же не употреблять ругательства, не собираться по нескольку человек вместе и не обращаться к прохожим с предложением услуг.
  4. Таксомоторы обязаны иметь таксометры, которые ставятся с левой стороны от сидения шофера, таким образом, чтобы циферблат инструмента был повернут в сторону пассажира, чтобы последний имел возможность следить за показаниями таксометра во время хода машины.

С наступлением вечера циферблат освещается.

Прогон по улицам скота.

  1. Воспрещается прогонять скот по первой, второй и седьмой улицам.

Верховое движение.

  1. Лица, которые едут верхом, исполняют все правила уличного движения.

Езда на лошадях, не взнузданных и не бывших под верхом, а также езда по тротуарам – воспрещается.

Велосипедное движение.

  1. К езде на велосипедах допускаются лица, имеющие на них номера.
  2. Номерной знак на велосипедах прикрепляется на задней вилке под седлом, не загибая номера, так чтобы его было видно.
  3. На каждом велосипеде должен быть тормоз, сигнал и вечером ацетиленовый фонарь.
  4. Велосипедисты подходят под все общие правила уличного движения..
  5. Воспрещается:

а) езда по тротуарам и пешеходным дорожкам;

б) езда вперегонку;

в) учение ездить по улицам и площадям;

г) езда, не держась за руль;

д) на одноместном велосипеде двоим, а также с маленькими детьми;

е) цепляться за автомобили и экипажи.

Грузовое движение.

  1. Грузовое движение допускается по всем улицам города, кроме первой линии.
  2. Нагрузка грузовых экипажей не должна выступать в сторону за черту платформы его.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это правило не распространяется на крестьянские подводы

Машины с одной прицепкой.

35.Тракторы, тяговые и грузовые, автомобили с одной прицепной тележкой, перевозящие груз в черте города, подходят правила уличного движения.

  1. Каждая прицепка обязана иметь тормоз, каковой приспосабливается так, чтобы шофер имел возможность управлять им с места, где он сидит.
  2. Нагрузка прицепок не должна превышать установленной нормы нагрузки.

38.Машины с несколькими прицепками допускаются к движению лишь с разрешения Администрации.

 Гужевой транспорт.

  1. Возчики, сопровождающие по улицам обоз должны выполнять следующее:

а) для свободного проезда и перехода через улицу не реже как через три подводы должны быть перерывы для проезда экипажей;

б) при каждой подводе должен быть возчик, который, идя около подводы, держал бы в руках вожжи;

в) возчик останавливает лошадей при проезде экипажа, пересекающего улицу;

г) нагрузка должна соответствовать силе лошадей;

д) перевозка рельс, досок и т.п. проводится летом на роспусках в 4 колеса, а зимой санями с подсанками;

е) сыпучий материал и сор накладывается так, чтобы не рассыпался по улице.

  1. При необходимости ломовому извозчику подъехать к дому, находящемуся на запрещенной для грузового движения улице (1-я линия) въезд разрешается с ближайшего проулка с условием немедленной разгрузки и отъезда подводы.
  2. Езда гужевого транспорта по 1-й линии воспрещается.
  3. Движение ассобоза допускается лишь до 8 часов утра за исключением 1,2,7,8 линий, где совсем не допускается.
  4. Настоящее обязательное постановление входит в силу со дня опубликования и распространяется на г.Сталино.
  5. Виновные в нарушении настоящего обязательного постановления привлекаются к ответственности — штрафу в административном порядке до 300 руб или принудительным работам до 3-х месяцев.
  6. Надзор за исполнением настоящего обязательного постановления возлагается на Гормилицию.

Председатель Горсовета                     Свежнев

Секретарь                                              Комаристов

Владимир Мартыненко.

Библиография.

  1. Ежегодник – справочник Славяносербского Уездного Земства на 1914-й год. В 3-х отделах / По распоряжению г. Председателя Славяносербской Уездной Земской Управы. – г. Луганск: Типо-Литография С.М. Гаммерштейн. – 1914 г. – С.110 – 112.
  2. ГАДНР Р-279 Оп.1 Д.69 Л.46 — 49.

Добавить комментарий

Loading Facebook Comments ...